|
|
N°8, 20 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Благодаря русским Вьетнам победил самых сильных захватчиков мира»
В выходные завершился визит в Россию делегации Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам. Наряду с Китаем эта страна успешно сочетает правящую коммунистическую идеологию с радикальными рыночными преобразованиями в экономике. Как это удается соединить, председатель парламента Вьетнама НГУЕН ВАН АН рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Александру САМОХОТКИНУ.
-- Вьетнам проводит курс на обновление и за 16 лет преобразований добился важных результатов. Мы обеспечили продовольственную безопасность и можем экспортировать ежегодно от 3 до 5 млн тонн риса. Вьетнам -- один из трех самых крупных экспортеров риса в мире. В минувшем году мы вышли на второе место в Азии по темпам экономического роста. Прирост ВВП составил 7,4%. Главная причина успехов -- переход от командно-административной экономики к рыночному механизму. Поощряется развитие всех укладов экономики, мобилизуются все имеющиеся у населения источники, задействуются все внутренние силы. Мы привлекли иностранных инвесторов. Но обновление проходит постепенно. Экономика развивается динамично, но сохраняется и стабильность в стране.
-- Какова роль компартии?
-- Компартия Вьетнама играет руководящую роль в осуществлении курса на обновление, то есть является политической основой и генератором реформ.
-- Вы обогнали китайцев в плане омоложения руководства страны. (Здесь вьетнамец смеется и согласно кивает головой.) Как во Вьетнаме относятся к опыту реформ в коммунистическом Китае?
-- Вьетнам и Китай -- соседние страны с тысячелетними связями и многими сходными чертами. Китайская политика «открытых дверей» и модернизации экономики привела к позитивным результатам. Мы высоко оцениваем и внимательно изучаем этот опыт. Тем не менее каждая страна имеет особенности, а потому должна проводить свою политику.
-- В прошлом Вьетнам связывали со странами соцлагеря особо тесные отношения. Сохранились ли эти связи в наши дни?
-- Вьетнам готов дружить со всеми членами международного сообщества, вне зависимости от идеологии. Приоритетны отношения с соседними странами. Но государствам бывшего соцлагеря, в том числе в Европе, мы действительно уделяем особое внимание. Правда, к Вьетнаму бывшие соцстраны относятся по-разному -- мы считаем это нормальным. В 1995 году Вьетнам установил дипотношения даже с США, в 2001 году подписал с ними торговый договор, уже давший результаты.
-- Ваша оценка экономического сотрудничества с Россией? В частности, деятельности совместного нефтяного предприятия «Вьетсовпетро»?
-- Это сотрудничество позитивно и перспективно. Во Вьетнаме одна партия -- коммунистическая. Но мы осуществляем коренные преобразования. В России многопартийная система и тоже политическое и экономическое обновление. Президент Владимир Путин в марте 2001 года был в Ханое с визитом, ставшим новой вехой в традиционных дружеских отношениях.
С 1996 года растет двусторонний товарооборот. В 2001 году мы наторговали на 570 млн долл. -- это скромная сумма, но по сравнению с 2000 годом прирост составил 57%. А в 2002 году товарооборот достиг 700 млн долларов. Россия завершает список десяти крупнейших иностранных инвесторов в экономику Вьетнама. Но дело не в долларах. Почти все наши важные объекты, особенно в электроэнергетике и нефтегазовой промышленности, построены на российские инвестиции. Недавно наш парламент поручил правительству начать реализацию проекта строительства ГЭС на Черной реке. Его стоимость -- около 4 млрд долларов. Надеемся, Россия победит на главных тендерах и примет участие в проекте.
Разведка и добыча нефти и газа -- высокоэффективная сфера сотрудничества. Символ этого -- СП «Вьетсовпетро». В 2001 году, в 20-ю годовщину его образования, оно подняло с шельфа 100-миллионную тонну нефти. Подписаны новые контракты в сфере разведки и переработки нефти и газа.
-- Хотелось бы уточнить по переработке. Выход России в лице компании «Зарубежнефть» из проекта строительства нефтеперерабатывающего завода в городе Зунгкуат был не совсем добровольным. Это из-за того, что Вьетнам хочет сам продавать свои нефтепродукты? Без россиян?
-- На встрече с премьером Михаилом Касьяновым в Москве в эти дни мы тоже затронули эту тему. Дело в том, что по строительству НПЗ в Зунгкуате были серьезные задержки. Завершение строительства было запланировано на 2002 год, а оно еще и не начиналось.
-- Так кто же виноват, вьетнамцы или россияне?
-- Это конкретный вопрос. Общей картины он не портит. Но каждая сторона должна извлечь урок.
-- С 1979 года Москва пользовалась военной базой Камрань во Вьетнаме. Но в прошлом году россияне ушли оттуда после того, как Ханой захотел взыскивать плату за аренду. Каковы теперь планы Вьетнама в отношении базы?
-- Вьетнам намерен использовать порт Камрань для нужд социально-экономического развития. Мы превратим Камрань в крупный узел морских и воздушных коммуникаций. Город-порт станет центром вьетнамской индустрии иностранного туризма. Правительство разработало план переустройства Камраня, не предусматривающий создание в этой местности «особого экономического района».
-- Как развиваются связи между парламентами России и Вьетнама?
-- Мы рады укреплению отношений. Мы также заметили, что все российские депутаты -- вне зависимости от партийной принадлежности -- за сотрудничество с Вьетнамом. А на переговорах и ужине с председателем Госдумы Геннадием Селезневым, мы называли друг друга товарищами. Обращаться так друг к другу нас попросил сам российский спикер.
-- Вы приехали из коммунистической страны в посткоммунистическую Россию. Как вы оцениваете изменения в России?
-- Это очень чувствительный вопрос, и я хочу откровенно ответить на него. Я встретил теплый прием народа и руководства России. Отношения между Вьетнамом и Россией никогда не изменятся. Вьетнам победил самых сильных захватчиков мира (американцев в 70-е годы. -- Ред.), не в последнюю очередь благодаря советским самолетам, танкам, пушкам и ракетам. Это уже история, но она никогда не изменится. Многие советские гражданские и военные специалисты отдали жизни во Вьетнаме -- мы никогда их не забудем. Вьетнамцы и россияне доверяют друг другу. Такое доверие на доллары не купишь. Оно должно быть передано грядущим поколениям.
Беседовал Александр САМОХОТКИН