|
|
N°8, 20 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Представление без страховки
Теракт на Дубровке не изменил поведения россиян
Российских граждан события вокруг захвата заложников в Театральном центре на Дубровке, похоже, мало чему научили. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что интерес россиян к страхованию рисков, связанных с терактами, после октябрьской трагедии ничуть не возрос. Страховщики винят в этом низкий уровень страховой культуры, отсутствие у населения денег на страхование и организаторов мюзикла «Норд-Ост».
«Мы действительно ничего не заметили, как будто никакого захвата заложников и не было», -- отметил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» заместитель гендиректора страховой компании «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов. «Ни до теракта, ни после него в очередь за полисами страхования на случай смерти по любой причине (купив его, страхователь гарантирует семье получение выплаты в случае его смерти) никто не стоял. Насильно же никого страховаться не заставишь», -- говорит зам. гендиректора «Ресо-Гарантии».
Как известно, ни труппа «Норд-Оста», ни здание Дома культуры Московского шарикоподшипникового завода, ни зрители, пришедшие на спектакль, застрахованы не были -- поскольку никто просто не мог предвидеть каких-либо чрезвычайных ситуаций. В 2001 году одна российская страховая компания заключила с руководителями проекта договор, согласно которому артисты страховались от несчастных случаев на репетициях и спектаклях. В прошлом году «Норд-Ост» этот контракт не продлил. Посадочные же места (то есть, люди, пришедшие на мюзикл) в российской практике также очень редко страхуются -- так было и в случае с «Норд-Остом».
В этом, по мнению Игоря Иванова, немалая доля вины организаторов проекта. «Организаторы массовых зрелищ и мероприятий, подобных «Норд-Осту», должны застраховать свою ответственность. Страховщики в свою очередь перестрахуют риски на западном рынке, отдав иностранцам часть премий», -- подчеркнул представитель «Ресо-Гарантии». В этой ситуации не проиграет никто -- родственники погибших по праву получат свои деньги, и им не придется обивать пороги различных инстанций, а страховщики, понятное дело, в убыток себе действовать не будут. Они попросту повысят тарифы.
Так, к примеру, поступили на Западе. После терактов 11 сентября американцы и европейцы, испугавшись повторения событий, бросились в офисы страховых компаний страховать все подряд. Страховщики, увидев такой ажиотаж, мгновенно подняли цены на свои продукты, отчего спрос на них ничуть не уменьшился.
Игорь Иванов называет и еще одну причину, по которой россияне не спешат к страховщикам, -- неразвитую в нашей стране систему продаж страховых продуктов. За рубежом, к примеру, многие страховые компании имеют большую агентскую сеть, чего о России пока не скажешь.
И все-таки «каждый может позаботиться о своих близких», говорит зам. гендиректора «Ресо-Гарантии». Если, к примеру, 21-летний россиянин решил застраховаться на 10 тыс. долларов, то годовой полис страхования на случай смерти по любой причине обойдется ему в среднем всего в 10,3 доллара (существуют различные возрастные коэффициенты). Риск смерти в результате теракта должен быть оговорен в договоре, причем смерть в Чечне (военные риски) под его действие не подпадает.
Алексей РОЖКОВ