|
|
N°8, 20 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сколько заплатили жертвам 11 сентября?
Судебные тяжбы в Америке будут продолжаться годами
Американская система устроена так, что в случае катастрофы или теракта пострадавшие, их семьи и семьи погибших имеют куда больше возможностей для возмещения ущерба, чем граждане России. Сумма денежных компенсаций складывается как минимум из трех источников.
Во-первых, в США, как и у нас, власти выплачивают пострадавшим и «семьям, оставшимся без кормильца» финансовую компенсацию. Правда, Америка -- страна побогаче нашей, и поэтому выделяемые на это суммы в сотни и тысячи раз больше. Так, после 11 сентября 2001 года администрация Буша пообещала заплатить семье каждого погибшего в среднем по 1 млн 650 тыс. долларов. Однако эта сумма могла сильно варьироваться в зависимости от доходов жертвы и того, сколько родственников у него было. Максимальный размер компенсации мог достигать 3,8 млн. Впрочем, получить эту компенсацию можно было только при условии письменного отказа от каких-либо дальнейших исков к правительству. То есть семью погибшего ставили перед выбором: получить весьма солидную сумму сразу или ввязаться в длительный судебный процесс с неизвестными перспективами. Если же человек в результате теракта терял работу (многие фирмы, базировавшиеся в ВТЦ, были просто физически стерты с лица земли), он получал на первых порах определенную помощь от местных властей. Актеры «Норд-Оста», лишившиеся работы после теракта, тоже, видимо, получали какое-то пособие, но размер отечественных «велферов» явно уступает американским.
Кроме того, определенную финансовую подпитку пострадавшие и их родственники могли стребовать со страховых компаний. В США покупка страхового полиса, обещающего возмещение ущерба жизни и здоровью, -- дело вполне обычное. Часто сами компании страхуют своих работников -- правда, в таком случае страховая сумма обычно невысока (порядка 50 тыс. долларов).
И наконец, если все официальные средства получить компенсацию исчерпаны, но полученная сумма все-таки «не соответствует понесенному ущербу и моральным страданиям», можно подать в суд. При этом главное -- выбрать ответчика, а таковым в данной ситуации можно признать почти кого угодно. Если по совести, то возмещать ущерб, конечно, надо за счет самих террористов. Но поди стребуй с Аймана аль-Завахири или неуловимого Усамы хотя бы цент! А «Аль-Каиды» в юридическом смысле и вовсе не существует -- эта сеть не утруждала себя официальной регистрацией. Да и понятно, что даже у миллионера-террориста не хватит денег на удовлетворение исков тысяч пострадавших. Однако можно требовать компенсацию у тех, кто не предотвратил, недосмотрел, не сообщил или даже «в глубине души поддерживал».
Сообщения о первых исках появились уже в конце сентября, а первыми ответчиками должны были стать авиакомпании, чьи самолеты были в числе захваченных, и администрации аэропортов. Семьи пострадавших обвиняли их в том, что они не обеспечили безопасность полетов и позволили террористам проникнуть на борт лайнеров и захватить их. Потом сообщалось об исках к портовой администрации Нью-Йорка и Нью-Джерси, в чьем ведении находились башни ВТЦ. Им инкриминировались и недостаточные меры пожарной охраны, и ошибки при эвакуации людей из горящих зданий, и даже то, что проектные недочеты вызвали обрушение небоскребов во время пожара. Всего о намерении подать иски к властям Нью-Йорка заявляли почти полтысячи человек. Позднее, когда появились отчеты о том, что нью-йоркская пожарная охрана работала героически, но сумбурно и безо всякого плана, возникло предположение, что иски могут быть поданы и к ним. Но, видимо, статус героев уберег пожарную службу от судов.
В конце концов появились и совершенно невообразимые требования о компенсациях. В августе прошлого года организация родственников жертв терактов обратилась в суд с триллионным иском против саудовской королевской семьи, нескольких исламских организаций, правительства Судана и фирмы родственников Бен Ладена. Истцы полагали, что все они являются «спонсорами терроризма». А в сентябре 2002 года полторы тысячи родственников жертв теракта потребовали еще один триллион с Саддама Хусейна, поскольку он де знал о будущих терактах. В качестве доказательств этого фигурирует то, что иракские спецслужбы якобы встречались с аль-Завахири, а сам Саддам терпеть не может Фрэнка Синатру, который спел когда-то песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
Правда, все эти судебные тяжбы, как «обычные» -- к авиакомпаниям и властям, так и «бесперспективные» -- к Саддаму и прочим «сочувствующим», тянутся очень долго. Пока большинство истцов еще ждет рассмотрения своих исков, а поскольку судебная система никуда не торопится (расследование терактов пока не завершено), то компенсации получили лишь те, кто согласился с добровольными правительственными выплатами, или те, чьи покойные родственники озаботились покупкой страхового полиса.
Владимир ДЗАГУТО