|
|
N°7, 17 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Штыки для новатора Мосли
Богатые «конюшни» не хотят нововведений
В Лондоне прошла встреча руководителей команд «Формулы-1» и президента ФИА Макса Мосли. На ней Мосли озвучил планы федерации о внесении серьезных изменений в правила «Формулы-1». Главный лейтмотив -- снизить затраты команд. Однако говорить о том, что предложения президента ФИА будут применены на практике, немного преждевременно. Сегодня соберутся руководители команд, и они вполне могут наложить вето на идеи ФИА. Подобный исход этого слета вполне вероятен.
Список же потенциальных перемен состоит из шести основных пунктов. Первые три посвящены общению пилота с боксами во время гонки. Предлагается запретить передачу любых данных как из боксов пилоту, так и наоборот, также планируется запретить радиообмен. Последнее ограничение направлено против так называемой командной тактики. Ее пример нам не раз демонстрировали пилоты «Феррари» в прошлом сезоне, когда они менялись местами на трассе в зависимости от необходимости помочь лидеру Михаэлю Шумахеру.
Далее речь идет о возможном запрете ФИА на использование во время гоночного уик-энда запасной, третей машины, которую раньше имела каждая команда и в случае нужды могла немедленно предоставить пилоту новый болид. Вряд ли с этим согласятся команды, поскольку тогда во время квалификации придется быть намного осторожнее, ведь разбив машину, например, в субботу, гонщик рискует пропустить Гран-при.
Следующее изменение может коснуться субботнего вечера и воскресного утра, когда перед гонкой механики команд отлаживают машины и чинят поломки. Предполагается, что эта работа будет проходить в специально отведенном месте и под чутким наблюдением работников ФИА. Это тоже вряд ли понравится командам, у каждой из которых масса секретов.
Ну и наконец, самое весомое в плане влияния на результат и скорость: ФИА постановило убрать из гонок контроль тяги, систему контроля старта и полностью автоматическую коробку передач. И это значит очень многое. Относительно коробки передач идет оговорка «возможно смягчение этого пункта в сезоне-2003, но абсолютный запрет вступает в силу с 2004 года». Это цитата из официального пресс-релиза ФИА. С контролем тяги, который помогает пилоту удержать машину на поворотах в момент ускорения, могут возникнуть проблемы. Дело в том, что его введение было обосновано ФИА невозможностью проследить, кто ставит эту систему нелегально, а кто -- нет. Как будут решать эту проблему, непонятно, но, видимо, решение наблюдать за механиками перед гонкой направлено именно на борьбу с нелегальным использованием запретной электроники. Также исчезнут из гонок системы контроля старта, цель которых -- помочь пилоту не заглохнуть в нервном ожидании зеленого света и эффективнее тронуться с места. Не подвергся анафеме лишь усилитель руля, но и без него компьютерная помощь пилоту может быть урезана значительно.
Еще более грандиозные изменения чиновники ФИА уготовили Королевским гонкам в будущем. В 2004 году команды должны будут использовать стандартные тормозные системы и задние антикрылья, увеличить рабочий ресурс компонентов машины. В 2005 году двигатель каждого болида должен будет выдерживать две гонки, в противном случае определены наказания. К 2006-му срок службы двигателя составит шесть гонок. Этот долговременный проект направлен на резкое снижение затрат и принципиально изменит королевские гонки. Командам придется заботиться о двигателе, как о малом ребенке, что приведет к резкому смещению приоритетов: надежность станет главнее мощности. Взрывы мотора, ставшие привычными в последнее время, будут редкостью.
Первая реакция из стана команд разнится. Если состоятельные «конюшни» настроены скептически, то менее конкурентоспособные полны оптимизма. Руководитель одной из самых бедных на сегодня команд Эдди Джордан сказал: «Это был важный день для всех нас. Атмосфера на встрече команд была отличной, я даже такого и не припомню. Мосли принципиально настроен относительно изменений, касающихся срока службы двигателя».
Остается надеяться, что отдельные изменения в правилах, вместе с новым видом квалификации, которую приняли два месяца назад, положительно скажутся на гонках. Опять начнется острая борьба и появится необходимый элемент случайности. Однако не стоит ожидать резких изменений в стане лидеров, они если и произойдут, то только в 2005 году, и то если придется приспосабливать двигатели к длительной работе.
Илья ЗАХАРОВ