|
|
N°7, 17 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники дошли до суда
Адвоката лишили аргументов, но не энтузиазма
На первом судебном заседании по искам бывших заложников и родственников погибших в результате теракта на Дубровке к правительству Москвы представители истцов выглядели довольно бессильно. Процесс в Тверском суде Москвы начался вчера с того, что председательствующая Марина Горбачева отклонила ряд ходатайств адвоката Игоря Трунова, защищающего интересы заложников.
Речь прежде всего идет о заранее объявленном адвокатом намерении заявить отвод суду. Поводом для отвода, по словам г-на Трунова, было нарушение одного из конституционных принципов независимости суда. В интервью газете «Время новостей» адвокат подчеркнул, что «правительство Москвы финансирует суды, доплачивает судьям, предоставляет им жилье, телефоны, что противоречит статье 124 Конституции, в которой сказано, что финансирование всех судов в нашей стране осуществляется только из федерального бюджета». Но, как и следовало ожидать, суд не согласился с мнением защитника.
После первой неудачи г-н Трунов заявил второе ходатайство -- о передаче рассмотрения дела в Мосгорсуд. Адвокат заявил, что в ходе судебного разбирательства защита намерена привлекать к процессу секретные материалы оперативного штаба, в том числе телефонные переговоры, которые велись во время захвата заложников. Однако судья заявила, что в деле не будут фигурировать секретные материалы и потому нет необходимости в передаче дела в Мосгорсуд. Не удалось адвокату и привлечь к процессу в качестве свидетелей заместителя министра внутренних дел России Владимира Васильева, Леонида Рошаля, Бориса Немцова, Иосифа Кобзона, Ирины Хакамады и еще нескольких известных людей. Суд счел, что в их вызове нет необходимости, как и в просмотре некоей видеозаписи, сделанной террористами внутри Театрального центра, которую г-н Трунов намеревался продемонстрировать в качестве доказательства страданий, перенесенных заложниками. Также суд отказал адвокатам в проведении экспертизы для оценки физических и моральных страданий, причиненных потерпевшим.
В итоге к обеду защите удалось добиться лишь того, чтобы заседание проводилось в более вместительном зале -- ради присутствия на процессе журналистов. Впрочем, во время допроса потерпевших телекамеры и фотокорреспондентов в зал все равно не пустили. До окончания вчерашнего заседания перед судом успели выступить Ольга Миловидова, Людмила Рыбачок и Татьяна Карпова. У всех троих в «Норд-Осте» погибли дети. Матери погибших заложников, описывая свои страдания, подробно рассказали о трех днях, проведенных у Театрального центра, подчеркивая, что каждая из них до сих пор находится в тяжелом психическом состоянии. Обращаясь к представителям правительства Москвы, лишившаяся сына Людмила Рыбачок воскликнула: «Мне не надо вообще ничего, верните мне сына». При этом от материального иска она не отказалась.
Допрос остальных истцов возобновится сегодня и наверняка займет не один день. Ведь в рамках этого процесса объединены 24 иска, общая сумма требований по которым составляет более 39 млн долларов. Однако адвокат Игорь Трунов надеется, что суд согласится присовокупить к этому делу и другие иски. Кстати, на вчерашнее заседание г-н Трунов принес в Тверской суд еще 12 исков, дополнительное слушание по которым назначено на 23 января. Таким образом общее число исков к правительству Москвы на сегодняшний день достигло 61, а общая сумма того, что истцы хотят получить от столицы, превысила 59,7 млн долларов.
Кирилл МИХАЙЛОВ