|
|
N°162, 04 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа в кавычках
Заместитель председателя Госдумы, бывший министр по налогам и сборам ГЕОРГИЙ БООС отвечает на вопросы «Приличных денег».
-- Многие субъекты федерации сегодня вводят новые региональные налоги и максимизируют ставки по старым. Чем это вызвано?
-- Их вынуждают. Принимая такой бюджет, государство ставит регионы в очень трудное положение. Вопреки Бюджетному кодексу федеральное правительство перераспределило доходы в свою пользу так, что регионы получили меньше положенных им 50% доходов. При этом отменены очень важные налоги: например, налоги в дорожные фонды и налог на содержание жилья. А это региональные налоги, за счет которых строятся дороги и поддерживается коммунальное хозяйство. Вместе с тем повысили акцизы на бензин, которые целиком идут в федеральный бюджет.
Таким образом получается, что расплачиваться за эту налоговую «реформу» приходится субъектам федерации. В первую очередь это коснулось регионов, хорошо справляющихся со всеми внутренними проблемами. Речь идет не только о донорах, но и о тех регионах, которые стремятся ими стать. В результате в выигрыше остались только… мягко назовем их «активными реципиентами», которые всегда стояли с протянутой рукой. И заметьте, их много, но не большинство.
-- Не получится ли так, что введение региональных налогов приведет к увеличению общего налогового бремени?
-- Сложный вопрос. Точно можно сказать, что его снижение составит вовсе не те 2%, о которых было спето столько песен. Есть ведь разные оценки: например, расчеты нынешних работников министерства финансов. Но есть и оценки бывших министров финансов. К примеру, Владимир Пансков сказал, что тезис о сокращении налогового бремени весьма спорен. Он называет максимальную цифру сокращения налоговой нагрузки на 0,4%, что экономике ничего не даст.
-- Тогда какие цели, на ваш взгляд, преследовала эта реформа?
-- По моему мнению, никаких. Ведь дело не в том, насколько сокращается совокупное налоговое бремя. Вопрос в том, для чего реформа проводилась. Можно проводить налоговые преобразования в целях увеличения доходов населения. Можно с помощью налогов стимулировать легализацию финансовых потоков в стране: чтобы зарплату платили не в конвертах, например. Можно способствовать инвестиционным процессам. Но ведь этого ничего нет. Сегодня получается, что эта реформа губительна для России -- она дискредитирует саму идею налоговой реформы и отбрасывает проведение реальных преобразований минимум на десятилетие.
|