Время новостей
     N°7, 17 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.01.2003
В последний полет
«Внуковские авиалинии» обанкротились
«Внуковские авиалинии» (ВАЛ) вчера официально признаны банкротом. Компания не дожила буквально пару месяцев до своего десятилетия. Ее жизнь была трудной и беспокойной. Последнюю пару лет за уже почти неподвижное тело «Внучки» яростно бились два ее бывших генеральных директора -- Александр Красненкер и Владислав Филев. В этом последнем эпизоде удача, в общем, сопутствовала г-ну Филеву и возглавляемой им авиакомпании «Сибирь».

Первые переговоры по поводу объединения успешной «Сибири» и хронически убыточной «Внучки» имели место еще в середине 1999 года. Эти контакты несколько раз прерывались и возобновлялись, пока наконец стороны не объявили, что полное слияние состоится в начале 2002 года. «С целью исследования принципиальной возможности слияния» гендиректор «Сибири» Владислав Филев летом 1999 года три месяца по совместительству работал еще и гендиректором «Внуковских авиалиний» -- случай небывалый в новейшей истории российского бизнеса.

Но объединению так и не суждено было оформиться, поскольку летом 2001 года активизировался другой бывший гендиректор «Внучки» -- Александр Красненкер (он занимал этот пост ровно год -- с сентября 1999 года по сентябрь 2000-го). После ухода из авиакомпании Красненкер возглавил ООО «Юридическая авиационная служба» (ЮАС), деятельность которой иногда пересекалась с «Внучкой».

20 июня 2001 года Московский арбитражный суд приостановил процесс слияния ВАЛ с «Сибирью» в обеспечение иска к ВАЛ, поданного ЮАС. Тогда компания г-на Красненкера требовала с ВАЛ долг в 4 млн руб. и выиграла дело.

А 25 марта 2002 года по заявлению ЮАС и шереметьевской заправочной компании ЗАО «ТЗК» в отношении ВАЛ была возбуждена процедура банкротства. Заявители требовали с «Внучки» уже 42 млн руб. и 47 млн руб. соответственно. Причем с ВАЛ такие суммы в тот момент взыскать было уже трудновато. В процессе объединения все работоспособные воздушные суда компании были переданы «Сибири», так же как и лицензии на наиболее выгодные маршруты. ЮАС и ТЗК настаивали на расторжении соответствующих соглашений и возвращении имущества на баланс ВАЛ с целью удовлетворения претензий кредиторов.

18 июня 2002 года «Сибирь», которая является крупнейшим кредитором ВАЛ, сделала ответный ход. Она добилась в Московском арбитражном суде отстранения ранее назначенного временного управляющего ВАЛ, введения в отношении нее внешнего управления и назначения управляющим своего представителя -- Виталия Островерха. Юристы ЮАС обещали тогда оспаривать это назначение, но так ничего и не добились.

19 августа 2002 года собрание кредиторов авиакомпании более 90% голосов высказалось за признание ВАЛ банкротом. Вчера Московский арбитражный суд принял это решение. Конкурсным управляющим назначен все тот же Виталий Островерх. Кредиторская задолженность ВАЛ уже достигает 1,83 млрд руб., нынешний размер ее активов неизвестен, лицензия на авиаперевозки отозвана у нее еще в апреле 2002 года.

Михаил КУКУШКИН