|
|
N°7, 17 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тревожное ожидание туристов
В сезоне-2003 на отечественных курортах побывает на 15--20% отдыхающих меньше, чем в прошлом году
В Сочи завершила работу традиционная выставка-ярмарка курортных и туристических услуг «Курорты и туризм - 2003». В девятый раз этим мероприятием в России открылся новый туристический сезон. И уже по этой первой в сезоне распродаже путевок на курорты страны (сочинская выставка-ярмарка ориентирована исключительно на внутренний и въездной туризм) можно судить, каким получится год для курортов черноморского и азовского побережий, Кавказских Минеральных Вод, средней полосы России, Урала, Дальнего Востока и других регионов.
Ошеломляющего спроса на путевки не было, и, как считают специалисты рынка курортных и туристических услуг, тенденция к сокращению загрузки отечественных курортов, наметившаяся в минувшем сезоне, пока сохранится. Поэтому настроение, царившее на сочинской выставке-ярмарке, можно определить как тревожное ожидание. Хотя внешне все выглядело неплохо: в сравнении с прошлым годом число участников выставки выросло на 18% и достигло 368 предприятий. Но рост числа экспонентов как раз и был вызван проблемами, с которыми в этом году неизбежно столкнутся курорты России.
И первая из них -- практически полное прекращение финансирования Фондом социального страхования санаторно-курортного лечения граждан. Большое число здравниц на всех курортах заполнялось отдыхающими, имевшими на руках соцстраховские путевки. Вся деятельность таких здравниц по продвижению своих услуг на рынке заключалась прежде лишь в подписании договоров с региональными отделениями Фонда социального страхования. Теперь они вынуждены отпускать свой продукт в свободную продажу, а делать этого, как показала выставка, они пока не умеют. Прорывов в рекламе и маркетинге тоже пока не наблюдается. Как показали дискуссии, проходившие в рамках выставки-ярмарки, руководители администраций городов, краев и областей глубоко убеждены в том, что пиар бывает только «черным», и начисто отрицают необходимость организации при своих администрациях специальных отделов по выстраиванию грамотной рекламной кампании и формированию положительного имиджа курортов.
Вторая причина, не позволяющая курортам России даже мечтать о процветании, -- это большая дороговизна и несоответствие качества услуг и уровня комфорта заявленной стоимости. Но и здесь никаких сдвигов не предвидится: рост ставок налогов (в частности, на землю), стоимости коммунальных услуг и цен на энергоносители заранее предопределяют подорожание путевок. К тому же МПС повысило цены на железнодорожные билеты... Эту проблему можно было бы решить организацией пакетной продажи туров на российские курорты с доставкой туристов к местам отдыха чартерными рейсами, как это практикуется в выездном туризме. Но, по словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, в 2003 году чартеры внутри страны не станут обычным явлением. То есть перелет из Москвы, например, в Анталию по-прежнему будет обходиться дешевле, чем в Сочи.
Прогнозируется, что в 2003 году на отечественных курортах побывает на 15--20% отдыхающих меньше, чем в прошлом. И специалистам российских курортов придется приложить немало усилий, чтобы снизить эту цифру хотя бы до 10%.
Игорь ГЛАНИН, Сочи