|
|
N°7, 17 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подарок для Mazeikiu nafta
ЮКОС не будет зарабатывать на кредите литовской «дочки»
ЮКОС продолжает урегулирование с литовскими властями вопросов управления заводом Mazeikiu nafta, контрольный пакет акций которого компания получила в прошлом году. Вчера, после встречи вице-президента ЮКОСа Михаила Брудно с премьер-министром Литвы Альгирдасом Бразаускасом, стало известно, что литовское правительство и российская компания могут снизить проценты по кредитам, предоставленным ими для Mazeikiu nafta.
В прошлом году ЮКОС приобрел 53,7% акций завода и кредитовал предприятие на 150 млн долл. под 10% годовых. Еще 40,66% акций предприятия принадлежит литовскому правительству и 5,6% -- миноритарным акционерам. В компанию Mazeikiu nafta входят Мажейкяйский НПЗ, терминал Бутинге и литовские нефтепроводы.
Литовское правительство было вынуждено согласиться на продажу акций Mazeikiu nafta ЮКОСу после того, как американская Williams International Company (WIC), два года являвшаяся оператором предприятия, так и не смогла наладить на нем работу. В результате 2000 год Mazeikiu nafta закончила с чистыми убытками в 179 млн литов, а в течение 2001 года они выросли до 270 млн литов. Правда, теперь положение несколько улучшилось, так как ноябрь и декабрь компания закончила без убытков, хотя по результатам года все равно остается в минусе.
Однако переговоры об условиях управления заводом до сих пор не завершены. Так, WIC, будучи оператором, по соглашению с правительством Литвы имела некоторые льготы. Теперь ЮКОС борется за то, чтобы сохранить условия договора, в частности в пункте, говорящем, что изменения местного законодательства не должны распространяться на предприятие, если ухудшают условия работы инвестора.
Вчера на очередном этапе переговоров стороны объявили о возможности снижения ставки по кредитам для Mazeikiu nafta. При этом правительство Литвы, предоставившее заводу кредиты на общую сумму в 288 млн долл., пока готово снизить ставку с 10 до 8% годовых, в то время как ЮКОС, кредитовавший предприятие на 150 млн долл., готов снизить ставку с 10 до 2,5--2,6%. Такой же решительности российская компания добивается и от правительства Литвы. «Мы идем на определенные издержки, пусть и они идут», -- говорит представитель ЮКОСа.
По мнению аналитика UFG Павла Кушнира, ЮКОС, снижая процентную ставку, ничего не теряет, поскольку на консолидированной отчетности компании это никак не отразится. В то же время этот шаг избавляет Mazeikiu nafta от того, чтобы занимать деньги у того же ЮКОСа. К тому же, отмечает эксперт, самой российской компании нет нужды добиваться от НПЗ большой прибыли. Традиционно заводы, включенные в структуру вертикально интегрированных компаний, становятся «центрами издержек» и заканчивают год с убытками, а если и с прибылью, то небольшой, говорит г-н Кушнир. Однако в ситуации с Mazeikiu nafta российской компании, наоборот, придется увеличивать прибыль концерна, на чем настаивает литовское правительство, распоряжающееся крупным пакетом предприятия.
Представители литовского правительства на переговорах с ЮКОСом не могли не затронуть и проблему качества продукции предприятия. Дело в том, что на днях в Литве произошел скандал, вызванный недовольством местных водителей топливом, изготовленным на заводе. Президент литовского союза автоводителей Алгимантас Кондрусевичиус заявил, что дизельное топливо, выпускаемое Mazeikiu nafta, замерзает при температуре минус 25 градусов, поэтому литовским водителям приходится покупать его в соседних скандинавских странах, где стоимость продукта приблизительно на 5% больше. В Mazeikiu nafta и ЮКОСе отвергают эти обвинения, говоря, что продукция компании соответствует всем европейским стандартам, а в инциденте виноваты лишь слишком сильные морозы.
Денис РЕБРОВ