Время новостей
     N°108, 22 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2000
В битве за «Идеал»
Аргентинская компания конфликтует с бывшим партнером в России
Череду скандальных разбирательств в сфере охраны товарных знаков пополнил конфликт производителей растительных масел. Высшая патентная палата в сентябре--октябре должна рассмотреть заявление аргентинской компании Molinos Rio de la Plata S.A. (Molinos), производителя растительного масла Ideal, об обжаловании решения апелляционной палаты Роспатента, отменившего регистрацию их торговой марки. Еще в ноябре 1999 года апелляционная палата постановила, что слово «идеал» носит хвалебный характер, а потому не может использоваться в России в качестве торговой марки.

Патентный поверенный компании Baker & McKenzie Владимир Шитиков, который защищает интересы Molinos, считает, что это решение было необоснованным: «Согласно законодательству неохраноспособным может быть признано такое обозначение, которое указывает на свойство объекта, дальше в законе стоит в скобках фраза -- в том числе хвалебного характера. Это уточнение также относится к обозначению свойства предмета». По словам сотрудника Baker & McKenzie, производителям других товаров, которые также используют слово «идеал» в товарном знаке, не было отказано в регистрации. Таких брэндов сейчас около десяти.

Отмена регистрации товарного знака произошла не без помощи бывших партнеров Molinos на российском рынке -- питерской корпорации «Поликор», которая с 1994 по 1998 год была дистрибьютором Molinos. Представители «Поликора» утверждают, что в их действиях никакого злого умысла не было. Просто компания решила зарегистрировать собственный брэнд «Идеальная кухня», им в этом было отказано «со ссылкой на хвалебный характер слова». «Поликор», принимавший участие в регистрации "Идеала", сослался на эту торговую марку, в результате ее регистрация была отменена.

После решения апелляционной палаты питерская фирма способствовала выпуску российскими предприятиями масла с названием "Идеал". Это, естественно, возмутило аргентинцев. По словам генерального менеджера "Поликора" Александра Гиршфельда, поскольку все решения палаты были у них, то они могли лишь консультировать предприятия, можно или нет выпускать масло с таким названием.

Представители Molinos утверждают, что все масло "Идеал", произведенное с подачи их бывших питерских партнеров, -- фальсифицированное. Гиршфельд в ответ на это говорит, что эта продукция имеет все необходимые сертификаты качества, а потому не может считаться поддельной. Генеральный менеджер «Поликора» особенно делает акцент на том, что это масло изготовлено российскими производителями.

Как известно, Molinos потратила немалые средства для раскрутки своего товарного знака в России. Александр Гиршфельд считает, что сейчас российские производители не могут воспользоваться плодами этой рекламной кампании, поскольку на их масле другая этикетка. «Мы даже собирали фокус-группу, показывали людям два образца, и они подтверждали, что продукция разная», -- сказал он. Однако понятно, что покупатель в магазине не будет вдаваться в тонкости различий, он будет реагировать лишь на одно раскрученное слово -- «идеал».

Сложность с использованием торговой марки "Идеал" состоит еще и в том, что Molinos регистрировала ее в пяти вариантах. Первый -- просто слово, написанное кириллицей, второй и третий -- цветные этикетки с написанием слова в латинице. Именно эти регистрации были сделаны при содействии «Поликора», и их потом оспорили питерцы. Четвертый -- также вариант этикетки, пятый -- слово в латинице. Поскольку к последним двум регистрациям «Поликор» был не причастен, о них не знали, и они не были оспорены. Поэтому право на некоторые "идеалы" у Molinos все-таки есть.

Скорее всего бывшие российские партнеры попытаются оспорить и эти права, соответствующие заявления уже направлены в апелляционную палату Роспатента. Помимо этого «Поликор» намерен зарегистрировать этикетку и название, написанное на ней в качестве промышленного образца. А это означает, что если кто-то будет использовать похожий шрифт или оформление (до степени смешения), то эти компании будут наказаны. При этом представители «Поликора» говорят, что не собираются воевать с Molinos и лишь стараются нормализовать законодательную базу.

Полина ЗВЕРЕВА