|
|
N°6, 16 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес-план
РСПП голосует за реформы нон-стоп
Бизнес-сообщество в отличие от власти не готово к замедлению хода реформ даже по такой уважительной причине, как грядущие выборы. Реформы, особенно в столь важных сферах, как налоги и естественные монополии, должны быть продолжены. Вчера Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) презентовал свои предложения по снижению единого социального налога, а также концепцию реформы газовой отрасли.
В условиях, когда «свыше» стали активно звучать голоса об исчерпании возможностей по дальнейшему снижению налогов, а реформа «Газпрома» была по сути остановлена не начавшись, предложения бизнес-сообщества выглядят отнюдь не случайным выбором.
Нынешний единый социальный налог (ЕСН), по общему мнению предпринимателей, является одним из самых болезненных, заставляя их держать в тени зарплаты своих работников. В принципе правительство с этим согласно. Едва ли ни в те же часы, когда заседало бюро правления РСПП, вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие два года ЕСН обязательно будет снижен. Свои предложения по срокам и размерам снижения Минфин подготовит к 1 февраля. Но что конкретно имеет в виду финансовое ведомство, г-н Кудрин, однако, не пояснил.
По словам главы комитета РСПП по социальным отношениям, гендиректора Координационного совета объединений работодателей Олега Еремеева, простое арифметическое снижение ЕСН никаких результатов не даст. «Сложный» налог требует такого же подхода. РСПП предлагает перейти на трехуровневую систему формирования налога. 14% от фонда заработной платы должно напрямую перечисляться в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование работников. Еще 6--8% -- на систему обеспечения гарантированной медицинской помощи, а также на пенсии, срок выплат по которым уже наступил. Правда, подчеркнул г-н Еремеев, этой доли средств будет достаточно при условии, что большая часть зарплат уже будет выведена из тени. И еще 6--8% должно изыматься на социальное и медицинское страхование занятой части населения. Причем сумма отчислений на эти цели должна ежегодно фиксироваться в генеральном соглашении между правительством, объединениями работодателей и профсоюзами.
Иными словами, бизнесмены согласны даже на незначительное снижение ЕСН (с существующих 35,6% до 28--30%), но при условии, что будет проведена структурная реформа самого налога. РСПП готов даже отказаться от регрессивной шкалы взимания ЕСН, которая формально существует, однако реально доступна лишь 3--5% предприятий. Столь мягкие предложения бизнеса (а все решения выносятся только на основе консенсуса руководителей РСПП) выглядят даже неожиданными, учитывая, что один из самых влиятельных членов бюро, Каха Бендукидзе, давно настаивает на снижении этого налога до 12--14%. С чем солидарны и многие экономисты, полагающие, что в ином случае добиться перелома в выводе зарплат из тени невозможно.
Концепция реформирования газовой отрасли проработана РСПП не столь детально. Впрочем, по мнению ее автора, президента Фонда развития промышленности минеральных удобрений Бориса Титова, в этом и нет необходимости. Главное, по его мнению, выработать хотя бы основные направления реформы. Что и понятно, поскольку на «властном» уровне пока не удается прийти даже к самым общим договоренностям.
Реформа газовой отрасли по РСПП рассчитана на 10 лет. За это время рынок газа должен быть разделен на регулируемый и свободный. При этом цены в регулируемом секторе должны расти не быстрее, чем доходы населения. Естественно-монопольная часть рынка, к которой концепция относит транспортировку и хранение газа, предлагается передать структуре, организованной в форме стопроцентной «дочки» Газпрома. Для поддержания порядка в отрасли все участники газового рынка должны объединиться в некоммерческое партнерство «Координатор рынка газа». Эта структура будет заниматься выработкой внутренних документов и разработкой Сетевого кодекса газовой отрасли. Должны быть организованы несколько площадок по торговле газом. Транспортные тарифы станут едиными для всех участников рынка. При этом газотранспортная система будет обязана принять газ от любого поставщика, если его заявка соответствует заранее определенным для всех условиям.
Сказать, что бизнес ожидает немедленного отклика на свои предложения, было бы преувеличением. При всем внимании к инициативам РСПП, которому уже удалось закрепить за собой имидж влиятельного лоббиста, государство вряд ли охотно откликнется на проекты, предполагающие «покушение» на доходы бюджета и монополию крупнейшей корпорации страны. Важнее, однако, что крупный бизнес все активнее дает понять власти, что она скатывается к инерционному пути развития, находя все новые причины для замедления реформ.
Вера СИТНИНА