|
|
N°6, 16 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арестный дом и обязательные работы
Предложения Министерства юстиции по введению новых видов уголовного наказания изложил вчера на «правительственном часе» в Госдуме замминистра юстиции, начальник ГУИН Юрий Калинин. По его словам, Минюст уже подготовил нормативно-правовые акты для воплощения в жизнь таких норм УК как обязательные работы, ограничение свободы и арест. Предполагается, что они начнут действовать последовательно с 2004 по 2006 год. По калькуляции Минюста, на это потребуется около 100 млрд рублей дополнительных бюджетных расходов.
Альтернативные наказания для преступников в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста были предусмотрены «новым» УК, вступившим в силу с 1 января 1997 года. Ввести их сразу не смогли из-за недостатка средств, поэтому было решено, что новшества станут применять постепенно, по мере финансовых возможностей, в срок до 2001 года. Впрочем, и эта дата, как теперь выяснилось, была установлена произвольно, без учета экономической ситуации, и новые виды наказания до сих пор не действуют. Основным видом наказания в России (помимо штрафа) остается лишение свободы, и у судов выбор один -- давать срок либо реальный, либо условный. В результате, по данным Минюста, за пять лет работы «нового» УК объем применения наказания, связанного с лишением свободы, фактически не уменьшился -- 32,7% от общего числа осужденных в 1997 году против 29,6% в 2002 году. Содержание же такого большого количества зэков весьма обременительно для бюджета.
Кроме того, считают в Минюсте, остается и сугубо гуманитарная проблема, о которой указал в «Послании Федеральному Собранию РФ» в апреле 2002 года президент Путин: «Сейчас за преступления небольшой и средней тяжести следуют те же санкции, что и за тяжкие. От чего преступность не уменьшается, а люди ожесточаются».
Касаясь практики применения новых наказаний, представители Минюста сделали такую раскладку. Обязательные работы планируется применять, когда, например, штраф с человека взять невозможно, а лишение свободы будет слишком строгой мерой. При этом осужденный в свободное от работы и учебы время будет задействован в общественно-полезных работах, благоустройстве территории и оказании социальной помощи инвалидам и престарелым.
Труд будет бесплатным. Срок этого наказания может составлять от 60 до 240 часов, но не более 4 часов работы в день. Контролировать осужденного должна уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) по месту жительства. Для воплощения этой схемы нужно около 1,5 млрд руб. для создания дополнительных инспекций (сейчас в России их около 1800).
Приговор к ограничению свободы будет означать отбывание наказания в одном из в 160 специальных исправительных центров, которые предполагается построить во всех субъектах РФ. Рассчитаны они в общей сложности на 48 тыс. человек, для чего требуется еще 22 млрд руб. Эти центры по условиям содержания будут аналогичны нынешним колониям-поселениям, но с более мягким режимом. Осужденные будут жить без охраны в специальном общежитии без права покидать его в ночное время.
Относительно же последнего нового вида наказания -- ареста в Минюсте полагают, что оно даже теоретически «слишком» нарушает права человека и рано или поздно от него вообще стоит отказаться. Арест означает содержание осужденных от 1 до 6 месяцев в условиях строгой изоляции под стражей в арестных домах, с ограничением и запрещением на свидания (кроме адвоката), получение посылок, передач и т.д. «Клиенты» арестных домов будут иметь право лишь на ежедневную полуторачасовую прогулку и покупку раз в месяц продуктов питания. Для строительства и оснащения 140 арестных домов потребуется 75 млрд руб.
Валерий ЧАЛИКОВ