Время новостей
     N°162, 04 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2000
«Требовать снижения нефтяных налогов на топливо - безнадежно и нелогично»
Свое видение проблемы европейского энергетического кризиса в интервью нашему корреспонденту изложил профессор МГИМО МИД РФ, генеральный директор Международного центра нефтегазового бизнеса ЕВГЕНИЙ ХАРТУКОВ.

-- Недавно по странам Западной Европы прокатилась волна демонстраций и забастовок с требованиями понизить налоги на автомобильное горючее. Чем были вызваны эти требования и насколько они правомерны?

-- Недовольство западноевропейских водителей-дальнобойщиков высокими налогами на автомобильное горючее объясняется достаточно просто. Вслед за стремительным ростом мировых цен на нефть только за последние полгода розничные цены на автомобильное топливо в большинстве стран Западной Европы выросли на 10--20%, что поставило профессиональных водителей на грань практического разорения. Однако уповать на ухудшение конъюнктуры мирового нефтяного рынка или честить страны ОПЕК (к тому же явно не способные сбить ажиотажные цены на нефть) было бы, по меньшей мере, несерьезно. Более целесообразным представлялось давление на собственные правительства, якобы вздувающие розничные цены непомерными налогами. Ведь в Западной Европе на акцизы и другие косвенные налоги приходится не менее двух третей конечных расходов на автомобильное горючее.

Понимая подоплеку подобных протестов, не следует, однако, забывать, что налоги всегда были, есть и будут «экономической сутью государства», берущего на себя заботу о поддержании общественного порядка и социальном обеспечении собственных граждан. Кроме того, в западноевропейских странах косвенные налоги на автомобильное горючее фиксируются в абсолютной форме (например, во франках на литр). То есть они не зависят от уровня его цен и, следовательно, не увеличиваются (а наоборот, относительно снижаются) по мере их роста. Взгляните на график: доля налогов в цене автомобильного бензина повышается лишь в связи с падением цен на топливо (как, например, это было в 1998 году) и снижается каждый раз, когда цены нефтяного рынка растут (что и наблюдалось в последнее время). Так что, требовать снижения нефтяных налогов, обвиняя свои правительства во «вздувании» цен на горючее, было не только безнадежно, но и в известной мере нелогично…



-- Но ведь доля налогов в цене бензина в Западной Европе заметно выше, чем, скажем, в США… Разве это не дискриминация западноевропейских автомобилистов, которые вынуждены вдвое переплачивать за горючее по сравнению с американцами?


-- На самом деле никакой ценовой или налоговой дискриминации в этом нет. Подобные ошибочные представления порождаются широко распространенной иллюзией, что акцизные налоги составляют надбавку к нормальной розничной цене нефтепродукта. А правда в том, что подакцизными становятся лишь те товары массового спроса, которые практически невозможно заменить более дешевыми аналогами (или, как выражаются экономисты, субститутами). Их высокая рыночная цена обусловлена фактической незаменимостью и ограничена разве что платежеспособностью их вынужденного, безальтернативного потребления. Применяемые же акцизы лишь «выедают» объективно существующую разницу между издержками производства и сбыта таких товаров, с одной стороны, и их относительно высокими рыночными ценами, с другой. Неслучайно в любой стране доля косвенных налогов в конечной цене практически незаменимого автобензина максимально высока, тогда как жидкое котельное топливо (мазут) почти нигде не облагается акцизами. Попробуйте «встроить» серьезные налоги в цену мазута, и его традиционный потребитель очень скоро переориентируется на использование менее дорогостоящего газа или угля.

А менее высокие розничные цены на автомобильное горючее в США обусловлены отнюдь не низкими налогами, а известными особенностями национального потребления нефтепродуктов. Ведь Соединенные Штаты -- «страна автомобилей», которые «съедают» почти 55% общего потребления жидкого топлива по сравнению с менее чем 40% в Западной Европе, сильно зависящей к тому же от нефтяного импорта. Представьте себе, что произойдет с американской экономикой, если такой важный фактор национального производства, как автомобильное топливо, подорожает вдвое…

Дэмис ПОЛАНДОВ