Чеченский премьер считает, что он потратит средства на восстановление республики лучше
Премьер-министр Чечни Михаил Бабич обратился к главе правительства РФ Михаилу Касьянову с письмом, в котором содержится предложение о реформе финансирования восстановительных работ в республике, а также об изменении Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чечни на 2002--2003 и последующие годы. Речь в письме идет о фактической передаче «на территорию» большей части средств, а также функций федерального казенного предприятия «Дирекция по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни» -- аналогичному органу, только при правительстве Чечни. Чеченская дирекция была создана около года назад и работает со средствами республиканского бюджета: составляет проектно-сметную документацию, отбирает подрядчиков, переводит им деньги из республиканского казначейства, а потом проверяет объем выполнения работ. Задачи федеральной дирекции принципиально те же, только средства она получает от федеральных заказчиков -- министерств и ведомств, в рамках Федеральной целевой программы восстановления. Госзаказчиков всего 27, через дирекцию из них работают только 11. Объекты, которые подлежат восстановлению, отбираются все равно чеченскими чиновниками.
По всей видимости, Михаил Бабич считает, что федеральная дирекция является лишним звеном в и без того громоздкой схеме финансирования. Еще до Нового года он говорил о своем желании централизовать все восстановительные работы и приблизить их «к земле», то есть управлять максимальным объемом средств из Чечни, а не из Москвы. В своем письме г-н Бабич просит передать в ведение чеченской дирекции порядка 2,5 млрд рублей -- это две трети Федеральной целевой программы восстановления на 2003 год. В приложениях к документу перечислены объекты, на которые будут направлены эти средства.
Названная в письме сумма означает передачу правительству Чечни всего объема денег, который должна была распределить федеральная дирекция. Если Михаил Касьянов согласится с предложением своего чеченского коллеги, федеральную дирекцию останется только закрыть. Зато бюджет Чечни фактически вырастет на треть.
Сотрудники федеральной дирекции инициативой г-на Бабича обеспокоены, они считают, что чеченская дирекция работает весьма неэффективно. «Все реально восстановленные объекты социальной сферы Чечни восстановлены нами, -- отметили они в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- А деятельность чеченской дирекции вызывает множество вопросов. По одному-единственному случаю, когда к ним попали деньги из федерального бюджета (1,3 млрд рублей на борьбу с последствиями прошлогоднего наводнения), ведется 13 уголовных дел в связи с нецелевым использованием». Только сама ликвидация и передача дел займет почти шесть месяцев -- в год референдума и выборов это может обернуться непростительной потерей времени. По их мнению, старую схему лучше не менять. Тем не менее глава дирекции Анатолий Попов признает: «Наше предприятие -- лишь исполнительный орган. Мы подчиняемся не правительству Чечни, а российскому правительству. И если оно примет решение о ликвидации, мы совершенно спокойно его выполним».
Сейчас у проверяющих органов нет формальных претензий к федеральной дирекции. Но они могут и появиться: Счетная палата собирается до конца января начать комплексную проверку расходования средств федерального бюджета, выделенных на чеченское восстановление в прошлом году. Финансовая сфера Чечни на этот раз привлекла нешуточное внимание федеральной власти:
скандал с министром финансов, которого в понедельник уволил глава республики Ахмад Кадыров, совпал с письмом Михаила Бабича г-ну Касьянову. Похоже, чеченский премьер за два месяца работы освоился со спецификой местной бухгалтерии и собирается теперь навести в ней свой порядок. Его теперешний оппонент, глава Чечни Ахмад Кадыров, уже давно стремился сконцентрировать все деньги на восстановление в руках чеченского правительства, но ему не удавалось убедить Москву в том, что переданные в Чечню деньги не растворятся в воздухе. Г-ну Бабичу, который на этой неделе ясно дал понять, что он не является игроком команды Кадырова, это, может быть, и удастся.