|
|
N°6, 16 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Яма осталась федеральной
Списаны долги РАО «ВСМ»
Государство списало долги РАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ), получив взамен большой котлован на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. Как сообщил вчера финансовый директор РАО Андрей Никандров, Минфин списал долг ВСМ перед федеральным бюджетом в размере 2,733 млрд руб. в обмен на передачу в госсобственность недостроенного питерского коммерческого комплекса. Этот зачет был предусмотрен постановлением правительства, принятым еще в декабре 2001 года. Освобожденное от обязательств, связанных с этим объектом РАО «ВСМ» переключилось на другие инвестиционные проекты.
«Комплекс», о котором идет речь, представляет собой большой котлован, огороженный забором, по соседству с Московским вокзалом в Петербурге. На создание этой ямы ушло пять лет, и любопытно, что с самого начала копки она почти полностью была в федеральной собственности. Дело в том, что 87,38% акций РАО «ВСМ» находится в управлении Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Таким образом, передача данного «актива» другому федеральному ведомству практически означает перекладывание из одного государственного кармана в другой. Г-н Никандров сообщил газете «Время новостей», что по распоряжению Минимущества «комплекс» уже передан государственному предприятию «ВПК-Инвест». Финдиректор не сумел подсказать координаты «ВПК-Инвест» и затруднился предположить, как новый владелец станет использовать «объект».
РАО «ВСМ» на протяжении всей своей довольно продолжительной истории вызывало (и оставляло без ответа) довольно много вопросов. Проект соединения Москвы и Санкт-Петербурга новой суперсовременной железнодорожной линией появился в самом конце 1991 года. Его вдохновителем был Алексей Большаков, который ранее был первым зампредом Ленисполкома. Но в тот момент власть в городе захватили демократы под руководством Анатолия Собчака, и Большаков остался без работы и нуждался в новой сфере приложения сил.
Он и стал генеральным директором РАО «ВСМ», организованного 25 декабря 1991 года. 87% акций нового предприятия, как уже было сказано, досталось РФФИ, 1% получило правительство Москвы, 5% -- мэрия Петербурга, остальное пакетами в десятые доли процента разошлось между российскими и иностранными гражданами и фирмами. Проект был освящен двумя указами президента Бориса Ельцина: от 13 сентября 1991 года «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург--Москва» и от 17 июля 1992 года «О строительстве...» той же магистрали.
Однако помимо высокопоставленных сторонников у проекта сразу же появились и высокопоставленные противники, которые атаковали его с разных направлений. Экологи волновались, что для пробивки магистрали придется загубить слишком много заповедных лесов. Железнодорожники не понимали, зачем строить ВСМ, если можно реконструировать существующую Октябрьскую железную дорогу. Экономисты откопали неувязки в экономическом обосновании ВСМ. Разработчики проекта объемом в 5 млрд долл. обещали, что он окупится за восемь-девять лет. Недоброжелатели рассчитали, что для этого по 40 млн пассажиров в год должны путешествовать между двумя столицами при средней цене билета 65--85 долл. При том, что Октябрьская дорога перевозила тогда по 2 млн пассажиров в год и брала с них гораздо меньше.
Но покуда кипели споры, РАО «ВСМ» превратилось в промышленный холдинг. Президентский указ «О строительстве...» передал ему в собственность или доверительное управление контрольные госпакеты акций 23 предприятий.
Строительство магистрали, правда, так никогда и не стартовало, но 17 ноября 1997 года в Петербурге начали копать знаменитую яму. За предыдущее трехлетие Алексей Большаков вознесся к вершинам российской власти и вернулся обратно. В ноябре 1994 года он стал вице-премьером, а в августе 1996 года -- первым вице-премьером, да не просто одним из трех «первых», а «самым первым», замещавшим Черномырдина на время отсутствия.
В этом ранге Большаков оставался до марта 1997 года. В этот период РАО получило у консорциума банков Indosuez Finance (Великобритания) и Schweizerischer Bankverein AG (Германия) под гарантии российского правительства кредитную линию объемом 200 млн долл. На внутреннем рынке (также под гарантии правительства) были выпущены облигации РАО «ВСМ». Доходы по этим ценным бумагам были приравнены к доходам по государственным бумагам. Идея магистрали к тому времени как-то отошла на задний план. Иностранные и российские заемные средства общим объемом порядка 350 млн долл. решено было вложить в коммерческий центр, под который и начали рыть котлован.
Случай прибегнуть к поддержке казны представился довольно скоро. В сентябре 1998 года РАО «ВСМ» не смогло рассчитаться с держателями четвертого транша своих облигаций. Потом то же самое произошло с пятым и шестым. За два месяца до этого Борис Ельцин издал новый указ, заморозив строительство «комплекса», а также все связанные с ним финансовые операции. В декабре 2001 года коллегия Счетной палаты оценила задолженность РАО перед федеральным бюджетом в 64,3 млн долл. Очевидно, и эта цифра оказалась не окончательной. Сумма списанного долга, которую вчера назвал финдиректор РАО «ВСМ» Андрей Никандров (2,733 млрд руб.), соответствует примерно 85 млн долл. Откуда появилась задолженность более чем в 20 млн долл., официально не сообщается.
Теперь, как сообщил газете «Время новостей» г-н Никандров, РАО сосредоточится на проектах в области транспортного машиностроения, используя принадлежащие ему предприятия.
Михаил КУКУШКИН