Почти наверняка в программе
VIII Международного кинофестиваля «Лики любви» обнаружатся выдающиеся фильмы, о достоинствах которых до сего момента известно только фестивальным отборщикам. Но в ожидании неизбежных сюрпризов имеет смысл обратить внимание на фильмы, которые станут событием в любом случае -- хотя бы потому, что они наконец-то добрались до Москвы.
Первое место в борьбе за наибольший зрительский интерес оспаривают, пожалуй, две картины. Это
«Куклы» (17 января, 16.00, Дом кино) -- новый и по отзывам очевидцев совершенно потрясающий фильм Такеши Китано. Сам Китано в кадре не появляется, но посмотреть на три многозначительные любовные истории, снятые в нарочито театральной манере (причем за основу был взят японский театр кукол) и приведшие в восторг публику прошлогоднего кинофестиваля в Венеции, -- дело чести, доблести и геройства. Впрочем, тем, кто спокойно относится к быстрой киноезде, можно не волноваться -- в скором времени фильм выйдет в прокат. Еще один лидер --
«Паук» (19 января, 16.00, Дом кино и 20 января, 21.00, «Мир Кинотавра»), шизофренический триллер работы не самого нежного в мире режиссера по имени Дэвид Кроненберг. Трудно сказать, каким боком этот фильм имеет отношение к любви (это чувство Кроненберг всегда трактовал весьма своеобразно, чаще всего -- в традициях анатомического театра). Однако пропускать его нельзя в любом случае -- Ральф Файнс и Гэбриэл Бирн в главных ролях, операторская работа Питера Сушицкого, снявшего большинство последних кроненберговских опусов (а кроме того, такие культовые произведения, как «Кино про Рокки Хоррора» и «Империя наносит ответный удар»), а также каннский конкурс и звание лучшего канадского фильма в послужном списке.
Еще один фестивальный фаворит, которого ждут не дождутся московские киноманы, -- южнокорейский
«Оазис» (20 января, 18.00, Дом кино и 21 января, 21.30, «Мир Кинотавра») Ли Чан Донга. Лауреат Бергена, Ванкувера и Венеции настораживает на уровне аннотации («история любви умственно отсталого маргинала и девушки, больной церебральным параличом»), но те, кто уже приобщился к этому фильму, утверждают, что зрелище совершенно невероятное, мощное и по-хорошему душераздирающее. Южная Корея представлена в конкурсе «Ликов любви» еще и фильмом
«Желание» (18 января, 21.30, Дом кино и 19 января, 21.00, «Мир Кинотавра»), дебютом режиссера Кима Юнг Су. В этой картине режиссер вторгается в обычно табуированную регламентом сферу нетрадиционной сексуальной ориентации, но практика показывает, что в последнее время южнокорейские фильмы надо смотреть вне зависимости от темы: уж больно они хороши.
Североамериканские Соединенные Штаты представлены в конкурсной программе также двумя картинами.
«Вдали от рая» (19 января, 21.30, Дом кино) -- вполне традиционное и очень понравившееся заокеанским критикам кино о социальных и личных проблемах, с которыми сталкивается жительница Коннектикута (Джулианна Мур) в середине пятидесятых годов. Необычным кажется, пожалуй, только имя режиссера и автора сценария: Тодд Хейнс был известен на протяжении девяностых годов как лидер радикально-гомосексуального кинематографа («Отрава», «Бархатный прииск»). А
«Секретарша» (15 января, 17.00, «Мир Кинотавра» и 21.30, Дом кино) Стивена Шейнберга -- очень хорошее и модное в Америке кино, в котором субкультура современного офиса вступает в химическую реакцию с садомазохистскими практиками. В главных ролях Джеймс Спейдер и Мэгги Гилленхаал.
Фестиваль дает возможность увидеть также одну из значительнейших отечественных картин этого года почти за два месяца до официальной премьеры.
«Небо. Самолет. Девушка» (19 января, 19.00, Дом кино и 20 января, 15.00, «Мир Кинотавра») Веры Сторожевой с Ренатой Литвиновой -- пробирающая до костей, прозрачно-холодноватая, но наполненная матовым нежным светом мелодрама как она есть. Для особенно въедливых есть возможность сравнить эту ленту-ремейк с оригиналом -- знаменитым фильмом Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (19 января, 20.00, Дом кино и 20 января, 12.00, «Мир Кинотавра») с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым.
И наконец, специально для тех, у кого представления об экранной любви раз и навсегда связаны с домашними видеопросмотрами, полустертыми копиями и приблизительным переводом, -- едва ли не впервые в столице на широком экране можно увидеть альфу и омегу мировой киноэротики, непобедимую и легендарную «Эммануэль» (15 января, 20.30, «Мир Кинотавра»). Сколько раз ни смотри -- все также щемяще-наивно, целомудренно-непристойно и неторопливо-скучно. Одно слово -- эротика.