|
|
N°5, 15 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Формула-1» требует ограничений
В королевских гонках тратят неоправданно много
Сегодня пройдет встреча президента ФИА Макса Мосли и руководителей команд «Формулы-1», на которой будут обсуждаться финансовые проблемы и методы преодоления кризиса, внезапно охватившего самые популярные гонки в мире. Не исключено, что будет принято несколько технических ограничений, направленных на уменьшение расходов команд.
Хозяин гонок Берни Экклстоун всегда умел считать деньги, но позволял конюшням тратить сколько угодно - лишь бы дело не страдало. Однако беспечная жизнь миллионера суждена была не каждому, и команды разделились на два лагеря: первый составили «Феррари», «Макларен» и «Вильямс», во второй вошли остальные. Борьба лидеров с кульминацией в последней гонке сезона была залогом зрительского интереса несколько лет подряд. В последние два года зрелища не получилось, более того - обнажился целый комплекс проблем. Первые крики о «пожаре» раздались из конюшни Алена Проста, их не заметили и дали ветхому сараю француза сгореть: банкротство, распродажа имущества, неудача великого пилота. Видимо, нужно было прислушаться. Не прошло и десяти месяцев, как та же беда случилась с командой «Эрроуз». На финансовое неравенство пришлось обратить внимание, поскольку опасность почувствовали не только «бедняки».
Стал резко падать зрительский интерес, а это уже проблема не персональная, но общая. Английская «Таймс» подсчитала: «Если вы хотели быть титульным спонсором команды из середины пелетона три года назад, то вам это стоило примерно 10-11 млн евро за сезон. Теперь нужно заплатить около 6-7 млн». И еще один красноречивый факт: минимальная сумма, за которую можно было появиться в «Формуле-1», равнялась 770 365 евро. Сейчас из нее смело можно вычесть по крайней мере одну треть. Многие называют виновником сложившейся ситуации «Феррари» с ее бессменным лидерством. Но это далеко не так.
Охлаждение болельщиков к гонкам вызвано целым рядом причин, и величие Михаэля Шумахера здесь ни при чем. Во всех видах спорта главным залогом успеха является сенсация. Интерес к турниру и его финансовый успех определяются возможностью победы любого из участников. Этот закон работает и в «Формуле-1». Отсутствие больших, настоящих сенсаций убивает вид спорта, маленьким командам даже бессмысленно стремиться к призовым очкам, ведь завоевать их практически невозможно.
Многие пилоты уже скороговоркой не устают повторять: нужно убрать из гонок электронную помощь пилоту. Чем больше бюджет, тем лучше и надежнее окажется болид, а эта помощь существенная. Вы не задумывались, почему мощность моторов уменьшается, быстрая резина заменяется на более медленную и безопасную, а результаты все растут и растут? Незаметный помощник, находящийся где-то под полированной кожей болида, с каждым сезоном увеличивает пропасть между командами. Усилитель руля, контроль тяги, электронная система по предотвращению пробуксовки колес при ускорении и так далее. На практике технические устройства уравнивают шансы пилотов, ликвидируют преимущество сильнейшего в технике управления, увеличивают роль машины. Отсюда появление в «Формуле-1» такого количества молодых пилотов: не нужно особого мастерства, чтобы справляться с болидом.
Зритель не хочет смотреть на соревнование компьютеров. Уже трудно вспомнить, когда результат Гран-при решался непосредственно на трассе. Знаковые обгоны и борьба колесо в колесо по большей части остались в прошлом. За банкротствами команд почти незамеченным прошло одно показательное событие -- Экклстоун закрыл платный цифровой канал, просуществовавший несколько лет. Несмотря на превосходное качество и массу дополнительной информации, среди привыкших платить поклонников гонок не нашлось достаточного количества подписчиков. Что красноречивее скажет о кризисе? Командам в свою очередь приходится выживать любыми способами. Главными претендентами на очередной крах называют «Минарди» и «Джордан». Вместе с «Заубером» они единственные так называемые частные команды, то есть за их спиной не стоят крупные производители. Чтобы хоть как-то выплыть, «Минарди» продала новичку Джастину Уилсону место пилота за два миллиона фунтов стерлингов. К сожалению, такой меры недостаточно, и руководитель команды Пол Стоддарт лихорадочно ищет серьезного спонсора. К проблемам «Джордана» уже присматривается американская компания «Ред Булл», которая давно хочет попасть в высшее общество гонок, о чем свидетельствует ее попытка, правда неудачная, купить «Заубер». По слухам, без чужой помощи команда Эдди Джордана не сможет даже начать сезон. Цель же «Ред Булл» проста - купить 65% акций команды и сменить ее руководство.
Пока финансовые проблемы трясут королевские гонки, «Феррари» поражает всех очередной удивительной новинкой. Компания «Боффинс» разработала новый шлем для Михаэля Шумахера. За миллион долларов лучший гонщик получит настоящий шедевр. Пуленепробиваемый шлем оснащен лазерной системой наведения, которая позволяет гонщику, не поворачивая головы, видеть, что творится за спиной, для чего на болиде установят две видеокамеры, а с помощью системы глобальной спутниковой навигации можно будет с точностью до сантиметра определить свое расположение на трассе. Ну что же, компьютеры пока не запрещены, а значит, нет предела совершенству.
Илья ЗАХАРОВ