|
|
N°5, 15 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Гжель» приобрела товарный вид
Сертифицирован легкий самолет
Вчера председатель Авиарегистра Анатолий Круглов торжественно вручил генеральному конструктору Машиностроительного завода им. Мясищева Валерию Новикову сертификат типа на легкий турбовинтовой самолет М-101Т «Гжель». Этот документ удостоверяет, что самолет «Гжель» успешно завершил государственные испытания и отныне его можно без ограничений использовать в воздушном пространстве России, а также продавать за рубеж. Радость авиаконструкторов разделили представители нижегородского авиазавода «Сокол», где предполагается серийно выпускать М-101Т, а также группы компаний «Каскол», которая профинансировала сертификационный процесс.
М-101Т создан для перевозки от четырех до семи пассажиров (плюс один-два пилота) на расстояния чуть более 1000 км. Он может исполнять функции ВИП-аэротакси, санитарной и патрульной машины, обслуживать местные авиалинии в отдаленных и малодоступных районах. Некоторые из характеристик, которые конструкторы сумели придать «Гжели», уникальны не только по российским, но и по мировым меркам. Например, у М-101Т герметичный корпус, чего раньше на самолетах подобного класса не делали. Это помогает маленькому самолетику летать в любом климате и подниматься до 8 тыс. м. Крейсерская скорость М-101Т -- 430 км/час. Для сравнения: Ан-2, которые летали во всех таежных углах бывшего СССР, передвигаются по воздуху со скоростью 185 км/час. А популярное семейство американских самолетов Cessna Caravan (сходных с «Гжелью» по дальности и пассажировместимости) развивает скорость не выше 290 км/час. Стоить М-101Т будет не более 1,3 млн долл. за штуку (каталожная цена разных Cessna Caravan колеблется от 1,34 до 1,65 млн долл.). Наконец, по утверждениям создателей, в эксплуатации «Гжель» будет экономичнее, чем иностранные аналоги.
Но, несмотря на все свои достоинства, самолет «Гжель» вполне мог бы остаться на бумаге, как и многие другие проекты «мясищевской» фирмы, которая перенесла исчезновение Советского Союза еще тяжелее, чем отечественная авиаиндустрия в среднем. Проект спасло своевременное появление стороннего финансового партнера -- группы компаний «Каскол». «Каскол», авиазавод «Сокол» и завод Мясищева в апреле 2001 года учредили компанию НОРС («Новые региональные самолеты») для доводки и сертификации М-101Т и его последующего маркетинга.
Доводка не обошлась без проблем. 12 сентября 2001 года во время испытательного полета под Жуковским разбился самолет «Гжель» под управлением заслуженного летчика-испытателя России Александра Бесчастнова, сам он погиб, а второй пилот был ранен. Сертификационные испытания были из-за этого прерваны почти на полгода (до февраля 2002 года).
Но теперь альянс «Каскола», «Сокола» и «Мясищева» может наконец приступить к торговле «Гжелью». Глава «Каскола» Сергей Недорослев оценивает емкость российского рынка подобных машин минимум в 100 штук. До настоящего момента на «Соколе» изготовили полтора десятка М-101Т, и еще 30 таких самолетов находится на разных стадиях сборки.
Михаил КУКУШКИН