Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) на чрезвычайной сессии в воскресенье
приняла решение об увеличении нефтедобычи. Причина - высокие мировые цены на «черное золото». В интервью спецкору газеты «Время новостей» Андрею ЗЛОБИНУ генеральный секретарь ОПЕК, венесуэлец Альваро СИЛЬВА КАЛЬДЕРОН объяснил, что в результате принятого решения цены в ближайшие дни войдут в требуемые рамки.
- Мы решили увеличить производство нефти с 23 до 24,5 млн баррелей в сутки, потому что уже более 20 дней цена превышает 28 долларов за баррель. Мы стремимся поддерживать разумные цены и стабильность на рынке, чтобы не было резких колебаний цен. Мы не хотим, чтобы цены опускались ниже 22 долларов или же в течение продолжительного времени превышали 28 долларов за баррель. Они все еще слегка высоки даже после принятого нами решения, но, думаю, буквально скоро войдут в предусмотренный коридор. Сейчас мы призываем другие страны - экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК, к сотрудничеству. Но конкретно к кому-то мы не обращаемся. Эти страны, которые являются наблюдателями в нашей организации, и без того вполне готовы поддержать стабильность рынка. Пример - январь прошлого года, когда Россия и Мексика сократили производство нефти. И сегодня эти страны готовы сотрудничать и внести свой вклад в случае, если рынку, наоборот, потребуется дополнительная нефть.
- Решение увеличить производство нефти связано с забастовкой в Венесуэле или с
угрозой войны в Ираке?
- Присутствуют оба компонента. Угроза войны дает прирост к действительной цене на нефть -- то, что мы называем военной надбавкой. Это принималось во внимание в ходе декабрьской встречи ОПЕК. А сегодня мы учитываем ситуацию в Венесуэле. Ведь последние события затронули производство в стране - важном члене ОПЕК. В тексте резолюции выражена поддержка правительству Венесуэлы в поисках путей разрешения конфликта и желание, чтобы в скором времени страна смогла восстановить уровень производства. Мы на это надеемся. Ситуацию в Венесуэле мы воспринимаем как проходящую. А то, что происходит вокруг Ирака, имеет несколько более длительную перспективу.
- Правда ли, что на случай войны в Ираке члены ОПЕК создают специальный стратегический нефтяной резерв в 150 млн баррелей?- Нет, насколько я знаю. Хотя страны-потребители создают стратегические запасы нефти. А у стран-производителей имеются потенциалы производства и мощности месторождений, которые можно использовать в ситуациях, подобных нынешней. Что мы и делаем в настоящий момент. Мы выдаем на рынок почти 2 млн 800 тысяч баррелей ежедневно дополнительно по отношению к обычному уровню.
- Глава венесуэльской компании PDVSA и бывший генсек ОПЕК Али Родригес считает, что уже к концу января производство нефти в стране будет восстановлено до уровня 2 млн баррелей в день. Вы разделяете этот оптимизм?- Все страны - члены ОПЕК получают информацию от правительства Венесуэлы. Мы ее изучаем, сравниваем с данными независимых внешних источников. Полученные нами оценки восстановления Венесуэлы совпадают с теми, которые предоставляет сегодня Каракас.
- Не будут ли затронуты интересы Венесуэлы, ведь фактически ее квоту сейчас поделили другие члены ОПЕК?- Увеличение производства нефти распределено пропорционально между всеми членами ОПЕК. И Венесуэла среди них. Когда Венесуэла восстановит уровень производства, она вернет принадлежащую ей часть нефтяного рынка. Кроме того, мы постоянно отслеживаем ситуацию и готовы пересмотреть решения во время следующей встречи в марте.
- Президент Чавес говорит, что забастовка в Венесуэле направлена в том числе и против ОПЕК. Это так?- Долгое время, и особенно в период президента Чавеса, составной частью нефтяной политики страны является укрепление сотрудничества с ОПЕК. Участники прошлогоднего апрельского переворота высказывались против членства Венесуэлы в ОПЕК. Поэтому предполагается, что движение, противостоящее президенту Чавесу сегодня, также не поддерживает укрепление ОПЕК.
- Прямым результатом этой конфронтации может стать реформа государственной нефтяной компании PDVSA?- Не могу делать заявления по данному вопросу. Он в компетенции правительства Венесуэлы и Али Родригеса. Они заявляют о реформировании компании.
- Не входящая в ОПЕК Норвегия уже заявила, что не может увеличить производство нефти. А Россия в состоянии, по оценкам ОПЕК, сделать это?- Некоторые страны могут заявлять, что они на максимуме своих производственных возможностей. Но всегда можно приложить дополнительные усилия, в том числе и в своих интересах. То же самое при сокращении добычи. Все страны на момент сокращения имеют оговоренные объемы производства, обязательства перед бюджетом и внутренним рынком. Тем не менее в целях стабильности рынка и поддержания разумных цен производство снижается. То же самое и в случае повышения. Россия - крупнейший производитель нефти.
Москва выражает постоянное стремление к сотрудничеству в целях стабилизации мирового рынка нефти. Роль, которую Россия должна сыграть в настоящий момент, чрезвычайно важна. Мы ожидаем, что наше взаимодействие станет более тесным.