За субтильным обликом японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми скрывался несгибаемый дух самурая. Признанная им за собой способность уронить сентиментальную слезу ничуть не мешает упорному следованию избранным курсом. Вчера Коидзуми вновь посетил синтоистский храм Ясукуни, почтив память «японских воинов, павших за императора», несмотря на реальную угрозу обострения отношений с КНР и Южной Кореей. Там убеждены, что святилище Ясукуни -- «оплот японского милитаризма», принесшего ужасные беды китайскому и корейскому народам в период японской оккупации. Напомним, что в Ясукуни поклоняются и душам японских военных преступников, повешенных после второй мировой войны по приговору международного трибунала.
Предыдущие (август 2001-го и апрель 2002-го) походы премьера в храм были осуждены в КНР и обеих Кореях на высшем уровне как попытки пересмотра итогов второй мировой войны. Резкую реакцию вызвал и нынешний визит. Не исключено, что сей демарш сорвет запланированную поездку премьера Страны восходящего солнца в Сеул на февральскую инаугурацию президента Но Му Хена. Под вопросом и вероятность визита в КНР, где в марте бразды правления перейдут к Ху Цзиньтао. В прошлом году визит в Китай сорвался именно из-за ясукуньского поклонения.
Вместе с тем маловероятно, что нынешняя акция премьера разбалансирует совместные усилия соседей КНДР по преодолению
«ядерного» кризиса на Корейском полуострове. Сам Коидзуми, считая свой визит «выражением скорби по погибшим при решимости не допустить повторения войны», надеется, что он поможет соседям по региону «осознать, что дружба между их странами остается неизменной».
Вчерашнее же заявление Коидзуми по итогам
московского саммита и вовсе явило японскому электорату непреклонность их премьера по больнейшей проблеме «северных территорий» (так японцы называют южнокурильские острова Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи). Премьер заверил японцев, что не подпишет мирный договор с Россией до возврата Японии всех четырех островов. Между тем на московском саммите в разряде базовых документов российско-японских отношений фигурировала хрущевская декларация 1956 года, содержащая обязательство Москвы передать японцам лишь два острова, да и то после подписания мирного договора.
Игра на националистических струнах японской души явно позволит Коидзуми в сентябре переизбраться лидером правящей Либерально-демократической партии. По возвращению Коидзуми с московского саммита японское агентство Киодо Цусим зафиксировало рост премьерского рейтинга до 54,6%. В пользу сохранения этой тенденции явно осуществлен и вчерашний визит в Ясукуни.