Время новостей
     N°4, 14 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2003
Виртуальный Аль Пачино
«Симона» в московском прокате
В посленовогодние дни в наш прокат без помпы, почти незаметно вышла «Симона» -- комедия о первой виртуальной актрисе, затмившей реальных голливудских звезд. В оригинальном названии буквы I и O заменены на единичку и нолик, чтобы лишний раз подчеркнуть, что S1M0NE -- девушка не из плоти и крови, а из двоичного кода. Впрочем, в действительности компьютерную кинозвезду сыграла девушка вполне земная, очень даже ничего себе -- канадская фотомодель Рэйчел Робертс. А вот Аль Пачино, сыгравший престарелого и сильно пьющего режиссера-неудачника, куда более похож на виртуального персонажа. Он так отчаянно переигрывает, так старательно горбится и таращит красные глаза, что последние признаки жизни оставляют великого актера, не сыгравшего ни одной приличной роли со времен «Донни Браско» и «Адвоката дьявола».

Итак, режиссер Виктор Таранский (Тарантино + Полянский -- ?), неизлечимый адепт авторского кино, лет этак сорок назад номинировавшийся на «Оскара» за студенческую короткометражку, ссорится с капризной кинозвездой (Вайнона Райдер), которая недовольна тем, что у нее не самый большой трейлер на съемочной площадке. В результате картина под названием «Закат, рассвет» закрыта, а студия, возглавляемая бывшей женой Таранского (Кэтрин Киннер), разрывает с ним контракт. Спасение приходит в образе умирающего компьютерного гения (Элиас Котеас), который завещает любимому режиссеру компьютерную программу Simulation One (сокращенно Simone). С помощью виртуальной Симоны Таранский подменяет строптивую Вайнону Райдер, фильм с ее участием пользуется успехом, и вот уже армия папарацци и журналистов гоняется за несуществующей новоиспеченной звездой, а Таранский старательно скрывает правду от миллионов поклонников.

Как минимум одна причина для того, чтобы обратить на «Симону» внимание, все же есть. Это имя режиссера, сценариста и продюсера Эндрю Николла. Николл дебютировал сценарием «Шоу Трумана» (к режиссерскому креслу никому не известного новозеландца не допустили, предпочтя Питера Уира), а вскоре поставил по собственному сценарию умопомрачительно красивую «Гаттаку» (1997). На первый взгляд «Симона» продолжает предыдущие работы Николла. В «Шоу Трумана» настоящим был один лишь главный герой, а все его окружение оказывалось актерами глобального телесериала длиною в жизнь. В «Гаттаке» герой Итена Хоука был единственным настоящим «ребенком любви» в мире клонированных суперменов. В «Симоне» эта схема перевернута: в центре сюжета -- несуществующая красавица, а вокруг нее -- фанаты, соскучившиеся по искренности и естественности на экране.

Но на этом параллели и заканчиваются: и «Шоу Трумана», и «Гаттака» были темпераментными фильмами -- пусть с фантастическим сюжетом, но с нервом и смыслом. «Симона» оказалась ходульной, несмешной, примитивной «притчей» с абсолютно неправдоподобным сюжетом, которую режиссер безуспешно и совершенно напрасно стилизует под голливудские мелодрамы пятидесятых («Злые и красивые» Винсента Минелли, «Босоногая графиня» Джозефа Манкевича, «Звезда родилась» Джорджа Кьюкора). В результате мера условности в фильме по подчеркнуто современному сюжету (компьютеры, виртуальность, зловещая роль СМИ) оказывается фатально нарушенной, и если от «Шоу Трумана» перехватывало горло, то от «Симоны» становится скучно и неловко на душе. А за Пачино обидно. Балаган, да и только.

Алексей МЕДВЕДЕВ