|
|
N°4, 14 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Противогазы от Саддама
Чехия согласилась воевать с Ираком
Правительство Чехии вчера вечером положительно ответило на предложение США принять участие в возможной военной операции против режима Саддама Хусейна в Ираке. Теперь в четверг этот вопрос будет рассматривать парламент Чехии.
С марта прошлого года в Кувейте расквартировано более 250 чешских специалистов в области химической защиты. Это военная специализация Чехии, в том числе и в НАТО, как было предложено на ноябрьском саммите этой организации в Праге. США предлагают Чехии отправить в регион еще сто специалистов в области химической защиты и изменить мандат чешского батальона, дав ему возможность действовать не только на территории Кувейта, но и в соседних странах. Например, химзащита может понадобиться войскам западной коалиции на территории Ирака или иракскому мирному населению. Иными словами, Чехии предлагают полноценное участие в войне.
Для чешских военных это означает доступ ко всей военной информации союзников, присутствие в трех штабах в США и непосредственно на месте операции. Но это значит и то, что чешские граждане будут воевать и погибать в географически отдаленном конфликте, что всегда вызывало в стране в основном отрицательную реакцию.
В октябре прошлого года социологическая служба «Фактум» выявила, что только десятая часть чехов поддерживает участие страны в войне против Ирака. 49% отреагировали на такую перспективу резко негативно. Треть опрошенных не возражали в принципе, но подчеркивали, что чешские военнослужащие должны быть на вторых ролях, в качестве тыловой поддержки. В ноябре опрос агентства ЦВВМ показал, что 28% чехов -- за военное вторжение, однако большинство, 58%, -- против. А большинство из тех, кто ответил на вопрос утвердительно, делали сноску: операция должна проводиться только после соответствующей резолюции Совбеза ООН и только под эгидой Объединенных Наций.
Аналогичное отношение было и к ударам НАТО в Косово и Югославии в 1999 году, и в тот момент, когда шла речь о возможном участии НАТО в операции в Афганистане в конце 2001 года. Один из комментаторов чешского телевидения даже заметил, что, может быть, Чехии стоит выйти из НАТО.
В прошлую войну в Заливе в 1991 году командир чехословацкого тогда (Чехословакия распалась в 1993 году) батальона Ян Вало принял решение следовать в глубь кувейтской территории, освобождаемой войсками коалиции, вопреки мандату, предписывавшему оставаться на территории Саудовской Аравии. После некоторого колебания правительство страны согласилось с решением командира. И сейчас Ян Вало активно выступает за изменение нынешнего мандата и за участие в операции. По его мнению, химические войска не убивают и не разрушают, а, наоборот, пытаются ограничить масштаб катастрофы. Такой подход может изменить общественное мнение страны.
На заседании в четверг парламент Чехии скорее всего одобрит правительственное решение. Как показывают опросы сенаторов, в верхней палате предложению США точно будет дано добро -- за него выступают как правые, так и левые фракции. Правда, в нижней палате раскол в оценках произошел даже внутри фракций. Премьер-министр страны Владимир Шпидла отметил, что подобная ситуация характерна и для других стран, принимающих сейчас аналогичные решения.
Чешские военные химики участвовали и в первой, 1991 года, военной операции в районе Персидского залива «Буря в пустыне». Тогда чешский батальон химической защиты обнаружил после взрыва неизвестного устройства на границе Кувейта присутствие в воздухе зарина и горчичного газа. Эти данные чешских специалистов теперь используют ветераны войны 1991 года для того, чтобы доказать наличие «синдрома Залива». Дело в том, что в США около 80 тысяч участников «Бури в пустыне» жалуются на постоянную слабость, частое повышение температуры, сыпи. В Великобритании за прошедшие 12 лет скончались от рака 550 ветеранов кампании.
Ирина ЛАГУНИНА, Прага