|
|
N°4, 14 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тратить надо умеючи
МНС и Минфин не сумели исполнить бюджет
Январская публикация предварительных итогов исполнения бюджета-2002 особых сенсаций не принесла. Как и ожидалось, Минфин не сумел потратить столько, сколько нужно, а МНС -- собрать. Хотя в итоге бюджет по доходам был все-таки выполнен, а по расходам нет. И это несмотря на то, что с октября--ноября деньги усиленно тратились на погашение прошлогодних и нынешних долгов перед оборонкой. Так что неизвестно, кто больше виноват перед бюджетом: не выполняющее планы налоговое ведомство или Минфин, недоперечисливший бюджетополучателям причитающиеся им деньги.
Бюджет-2002 оказался исполнен по доходам на 102,6%, а по расходам -- на 96,9%.
МНС выполнило свое задание на 99,5%, ГТК -- на 103,3%, Минимущества -- на 132,7% (существенное перевыполнение произошло за счет зачисления в бюджет дивидендов по акциям государства в крупнейших АО), Госкомрыболовства -- на 285% (за счет роста цены квот, продаваемых на аукционах).
С расходами оказалось сложнее. В приоритетном порядке деньги перечислялись на зарплатные статьи. Но и их удалось профинансировать на 99,6%. В неполной мере профинансированными оказались разделы: «Судебная власть» (99,3%) в связи с неукомплектованностью штата судей, как поясняет в отчете Минфин; «Промышленность, энергетика и строительство» (99,3%), что объясняется задержкой представления документов для оформления бюджетных кредитов; «Сельское хозяйство и рыболовство» (99,9%) вследствие несвоевременности представления данных о заключении кредитных договоров; «Финансовая помощь бюджетам других уровней» (99,8%); «Фонд компенсаций и субсидии регионам» (99,8%); «Фонд регионального развития» (98,6%); помощь Калининградской области (78,2%), Дальнему Востоку и Забайкалью(94,5%); «Резервный фонд правительства по предупреждению чрезвычайных ситуаций» (98,9%); финансирование закона о статусе героев и предоставление им социальных гарантий (23,9%) -- опять же по причине вовремя не оформленных документов или неправильно составленных заявок на получение бюджетных средств.
«Бюджетный замысел в прошлом году деформировали три момента. В первую очередь это необходимость в формировании финансового резерва на 2003 год. И эта драма разрешилась лишь недавно после продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных АО, в том числе акций ЛУКОЙЛа, -- считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. -- Во-вторых, на исполнении бюджета пагубно сказалась индексация оплаты труда бюджетников. Минфину приходилось лавировать, затыкая бюджетные дыры. И наконец, при исполнении бюджета Минфин столкнулся с совершенно неожиданной для себя проблемой: переход к новым правилам работы казначейства с бюджетополучателями самих бюджетополучателей ввел в растерянность. Они просто не успели адаптироваться к резко повысившемуся уровню бюджетного администрирования. Новая система оказалась для них слишком жесткой. Поэтому к концу года так резко подскочили размеры средств, оставшихся на счетах бюджетополучателей».
По данным Минфина, остатки средств на счетах бюджетополучателей увеличились с начала года на 77 млрд рублей. Опасаясь, что денежные остатки на счетах бюджетников вызовут традиционный январский всплеск инфляции, правительство нашло удачный, на его взгляд, способ направить непотраченные деньги себе на пользу. И пополнило ими финрезерв. Так что нерасторопные бюджетники, не сумевшие снять деньги со своих счетов в казначействе, не смогут, как в прошлые годы, потратить остатки в наступившем году.
Ирина СКЛЯРОВА