|
|
N°3, 13 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Год выборов, и не только
Безусловно, главной политической темой начавшегося 2003 года будет подготовка к выборам в Государственную думу, которые пройдут в декабре. До чего еще очень и очень далеко. Так что еще до выборов может произойти множество событий, способных украсить либо, увы, обезобразить нашу общественно-политическую жизнь. Можно предположить, что сейчас ее активные участники, опираясь на свой богатый опыт, а также на народные традиции, надеются на лучшее, а готовятся к худшему. Чтобы не быть голословными, корреспонденты газеты «Время новостей» решили обратиться к ним самим, попросив рассказать о своих планах и ожиданиях в наступившем году некоторых политических и общественных деятелей России.«Хочется надеяться на оживление на российском фондовом рынке»
Личные планы на наступивший год у меня пока самые простые. В следующем месяце мне исполняется 50 лет, и я собираюсь это событие отметить в соответствии с российской традицией, т.е. собрать много друзей. Кроме того, сейчас для нас предстоит достаточно ответственный момент -- это акционирование РФК, которое должно начаться в ближайшее время, т.е. превращение ее из государственного предприятия в акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. Кроме того, поскольку в минувшем году мы получили все лицензии на деятельность в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг -- и дилерскую, и брокерскую, и депозитарную, -- мы сейчас планируем эту деятельность активно развернуть. Мы этим занимаемся со времен создания РФК, но сейчас особенно. В этом смысле мои ожидания и надежды и как президента РФК, и как просто экономиста связаны с тем, что в 2003 году произойдет серьезная активизация российского фондового рынка, и он выйдет из того пока скромного -- и по числу котируемых акций, и по объему операций -- состояния, в котором он находится сейчас. Потенциал чрезвычайно велик, и значительная часть наших акций, по мнению практически всех российских и международных экспертов, пока недооценена. Кроме того, устойчиво повышается кредитный рейтинг России, и если мы дойдем в 2003 году -- и предпосылки к этому есть -- до инвестиционного рейтинга, а не спекулятивного, который есть у нас сейчас, то это, как показывает мировая практика, будет уже означать приток серьезных инвесторов. Хочется надеяться, что так и произойдет -- будет оживление на российском фондовом рынке, произойдет приток прямых инвестиций, который, конечно, рос в последние годы, но был достаточно скромен и не соответствовал масштабам России, и, наконец, мы продвинемся в рамках кредитного рейтинга. Надеюсь, что 2003 год в этом смысле станет годом прорыва.Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации«Очень хочется увидеть новые лица в российской политике»
В этом году в «ИНДЕМе» планируется большой проект по проблемам федерализма в России, это, на наш взгляд, сейчас очень актуальная тема. Надеемся, что к концу года будут какие-то результаты. Также это проекты по исследованиям коррупции. Мы сейчас планируем подготовить книжку по проблемам региональной коррупции, и я готовлю свою личную книгу, которая будет называться «Социология коррупции». Надеемся, все они скоро выйдут. Мои личные ожидания в российской политике на наступивший год связаны с двумя глобальными событиями. Во-первых, меня интересует, как будет развиваться ситуация в Ираке -- это и международные ее последствия, и как это отразится на российской экономике. И второе -- это, конечно, подготовка к парламентским выборам и сами выборы. Я не исключаю, что они могут быть чреваты различными сюрпризами, и это будет довольно любопытно. И еще очень бы хотелось увидеть в новом году новые лица в российской политике.Георгий САТАРОВ, президент фонда «ИНДЕМ»«Надвигается переустройство мира на новых основаниях»
Часто мне приходится сражаться с тем, в чем в предыдущую эпоху я сам принимал непосредственное участие и содействовал развитию, так было уже несколько раз. Сейчас, на мой взгляд, общество нуждается в ликвидации рынка противозаконных манипуляций, которые только в России именуются словом «пиар». Public relations -- это нормальная и солидная деятельность, но к тому, что у нас называют пиаром, не имеет отношения. У нас фактически русский пиар привел к созданию сперва партизанских подделок, а потом вырос в развращенную разбойную среду, смесь PR-технологов, продажных журналистов и не менее продажных и на все готовых политиков. Вместе они действуют как единая группа по перехвату денег у рынка СМИ. У нас после ликвидации олигархических СМИ действительно очень быстро устанавливается рынок СМИ и рынок рекламы развивается. Общество, на мой взгляд, должно предотвратить новое срастание и попытки нового увода рекламных денег от СМИ в этот русский пиар. В период выборов это абсолютно нетерпимо, и они действительно дискредитируют выборы в глазах избирателей и способствуют падению явки избирателей на выборы. Это часть проблемы гражданского общества, которое должно перестать придурковато передразнивать бюрократию, а должно уметь показывать зубы. Это значит, необходимо вмешиваться гражданским союзам в монополизированный элитами политический процесс и требовать открытой, честной, но сильной политики общественных национальных интересов России.
Есть проект -- издательство «Политиздат», которое мы восстановили в конце прошлого года и которое выпустило первую книгу по разговору Путина в декабре. В новом году оно должно развернуть большую издательскую программу с рядом серий, мы делаем это совместно с издательством «ОЛМА-пресс». У нас в этом году есть проблема «контрреволюции революции» Ельцина. При том, что Ельцин великий исторический деятель и им видимо останется, но определенная структурированная реакция неизбежна. Она, в частности, реабилитирует некоторые элементы опыта Советского Союза. Кстати, думаю, что в ближайшем будущем произойдет и некоторая переоценка деятельности некоторых фигур ельцинской эпохи. И еще один момент, который также будет в поле моего внимания, непосредственно связан с такой ограниченной контрреволюцией, это проблема правящей партии. В рамках нынешних думских выборов должна возникнуть партия народного большинства. И общество само -- не бюрократия -- не сможет этого сделать. Это не может быть «партия власти», как это сегодня называется. Общество должно помочь привести ее к победе и поставить под демократический контроль. Реально их не может быть две. Наша партийная система будет идти с серьезным преобладанием одной партии над другими. А потом и у других подрастут зубки, как это было в Японии, в Турции, в Мексике, и они ее сменят. Это будет не через один избирательный цикл, а немного попозже. Разработкой этой концепции занимается ФЭП, и не скрою, что мы будем предлагать эту концепцию «Единой России». Я просто не вижу второго серьезного претендента, кроме, конечно, коммунистов, но это не тот претендент, которого я бы хотел поддержать.
Что касается направлений, которые в ближайшем будущем будут представлять для меня наибольший интерес, то я бы хотел обозначить, что в новом году слово «война» должно быть осознано Россией в своем полном смысле. Мир уже вступает не просто в предвоенную ситуацию, а в серию войн нового поколения. Эти войны не ограничены в прежнем смысле этого слова, как, например, афганская война. Войны на Ближнем Востоке будут в более широком формате. Надо понимать, что надвигается не столько передел мира, сколько отсроченное после конца СССР переустройство мира на новых основаниях. И для России абсолютно нельзя прозевать эту эпоху. В ближайшие десять лет сложится и затвердеет новый мировой порядок, в котором будут существовать не только наши дети, но и наши внуки. Это ключевой момент.Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политикиКоличество военных» ведомств должно быть не больше пяти
В наступившем году мы в комитете, думаю, завершим системный анализ законодательной базы и правоприменительной практики в сфере обороны и безопасности России. Получим обоснованные выводы о состоянии, узких местах и прорехах, определим приоритеты. К работе привлечены ученые, члены экспертного Совета Федерации.
Среди новых ключевых законопроектов -- «О национальной безопасности России». Мне представляется, он должен быть конституционным. Современная практика показывает, что вопросы национальной безопасности (общества, государства, каждого гражданина) вышли на первый план. Развивается новая система угроз, связанных с терроризмом, этносепаратизмом, религиозным радикализмом. Необходимо осмыслить угрозы, механизм их выявления, упреждения и парирования. В этом ключевом, системообразующем законе должны быть сформулированы национальные интересы России. Надеюсь, в течение года доведем законопроект до логического завершения.
Военная доктрина и Концепция национальной безопасности России, надеюсь, будут дополнены законом «О военной организации Российской Федерации». Военная организация должна быть обозначена в законе как система, в которой ядром являются вооруженные силы. Другие же войска и формирования, как ее элементы, должны быть объединены единой системой управления, обеспечения, повседневного функционирования. Координирующая роль будет отведена Генштабу. К военной организации следует отнести экономический потенциал и науку, а также идеологию патриотизма, которые работают на оборону. Думаю, добьемся снижения количества ведомств, где предусмотрена военная служба. Их должно быть не больше пяти.
И, наконец, третий магистральный закон -- «О военной реформе», в котором будет заложено не только сокращение вооруженных сил, но и улучшение их качества, социальные вопросы военнослужащих. Будем работать и над законом «Об оборонно-промышленном комплексе», где определим все то, что относится к ОПК.
Личные планы -- закончить книгу «Безопасность в эпоху партнерства», над которой я работаю вот уже 15 лет, используя сведения, полученные за время моей работы в Совете безопасности России и Генеральном штабе. Группа ученых, которую я имею честь возглавлять, надеется закончить уникальный справочник «Регионы России и мира». Он продолжит целую серию уже вышедших подобных справочников. У меня огромный личный архив, который может стать основой для написания воспоминаний.Валерий МАНИЛОВ, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник «Предвижу существенное ухудшение межнациональной ситуации»
Сам я буду, конечно, общаться со своими друзьями, постараюсь в новом году не обижать жену, буду заставлять помощников работать, детей -- учиться, родственникам буду помогать, Россию -- беречь, Саратов -- любить. Что касается моей работы, то она будет идти по нескольким направлениям. Во-первых, как представитель Саратовской области в Совете Федерации, по итогам двухлетней работы мы сейчас делаем для себя определенные выводы и определяем направления более эффективной поддержки области, по федеральным целевым программам, по законодательству. Кстати, оказалось, что основные инициативы, которые сейчас идут от Совета Федерации, идут от Саратовской области. Вторая сторона -- это достаточно нудная работа по приему граждан, по оказанию поддержки: одного надо из тюрьмы вытаскивать, другого надо в больницу положить, это большая ежедневная работа. Третье направление деятельности будет связано с Ассамблеей народов России. Я предвижу в этом году существенное ухудшение межнациональной ситуации в стране, вырастают опасные тенденции: с одной стороны -- унитаризм, с другой -- возрождается сепаратизм. Надо принимать какие-то меры по объединению междунациональных отношений. К сожалению, общество и власть плохо реагируют на примеры расизма и национализма, которые есть в стране. На фоне обстановки в Чечне, на фоне трагедии с «Норд-Остом» мы, к сожалению, часто делаем выводы неправильные и непозитивные. Выступления бандитов и террористов оборачиваются не усилением борьбы против них, а перенесением этой борьбы на людей определенных национальностей. Этот заложенный в российском сознании «синдром коллективного стереотипа» срабатывает против России и ее граждан. Конечно, в этом году меня будет очень интересовать и кавказское направление, потому что надо его очистить от многих наростов, которые там образовались за многие годы, с использованием Чечни, ссылаясь на нее и списывая на нее. Мне бы очень хотелось, чтобы в этом году, когда мы будем опять говорить о реформах, мы бы взялись за них по-другому. Сейчас мы взялись за все, и поэтому получается, что ни на одном направлении мы не можем похвалиться. Мне бы хотелось определить, насколько я могу -- я человек маленький -- повлиять на то, чтобы мы взялись за два-три направления, но мы бы их вытащили, чтобы образовался своеобразный локомотив. Вытащить все сразу очень тяжело: и денег нет, и ресурсов нет, мы путаемся в этом во всем. Нам мешает отсутствие стратегического видения. Правительство ежегодно разрабатывает планы на ближайшие десять лет, при этом не может предвидеть что, где и когда замерзнет. Все тонут в суете, хотя президент ориентирует работать стратегически эффективно и так далее. К сожалению, мои возможности не совпадают с теми планами, которые я мог бы себе наметить.Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации, председатель совета Ассамблеи народов России
Подготовили Ольга КОЛЕВА, Николай ПОРОСКОВ, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА