«Мы не успокоимся, пока полностью не поставим вне закона хулиганов морей -- тех, кто, используя для перевозки нефтепродуктов устаревшие транспортные средства, подвергает опасности окружающую среду», - пригрозил в эти дни президент Франции Жак Ширак. Париж начал борьбу за введение жесткого европейского законодательства по отношению к танкерам с однослойными бортами, перевозящим топливо. Чем их крушения могут стоить экологии, потомки галлов испытали на собственной шкуре. В 1967 году у берегов Франции попал в аварию танкер Torrey Canyon, в 1978 году - Amoco-Cadiz, в 1980 году - Tanio, в 1999 году - Erica. Чашу терпения переполнила в конце прошлого года
катастрофа с танкером «Престиж», затронувшая Испанию, Португалию, Францию.
Действовать французы собираются по примеру американцев. Так, 5 млрд долл. выплатила американскому государству нефтяная компания, зафрахтовавшая нефтеналивное судно Exxon Valdes, потерпевшее в 1989 году крушение у берегов Аляски. Подобные штрафы и ужесточение законодательства по контролю над танкерами привели к тому, что гигантские «консервные банки» обходят берега США стороной. Гораздо вольготнее нечистоплотные перевозчики чувствуют себя у европейских рубежей. Но теперь европейцы надеются, что президентство (с этого года) Греции в Евросоюзе станет дополнительным стимулом для ужесточения европейского законодательства по отношению к судам. Ведь по количеству судов торгового флота Греция занимает третье место в мире. Согласно статистике, как минимум два из трех греческих торговых кораблей бороздят моря и океаны под флагами Мальты и Кипра.
Европейские административные институты намерены оказывать давление на власти тех государств, которые покровительствуют владельцам устаревших судов. Таких, как «Престиж», построенный 26 лет назад. Танкер лежит на огромной глубине у берегов Галисии и продолжает ежедневно выливать в море до 80 тонн горючего. Принадлежал он греческой компании, ходил под багамским флагом и был зафрахтован швейцарской фирмой с филиалом в Гибралтаре. Нефтепродукты были из СНГ.
Возникает вопрос: если в случае с танкером Exxon Valdes, рухнувшим у берегов Аляски, возмещение ущерба было оплачено американским концерном Exxon, эксплуатировавшим танкер, то кто возьмет на себя расходы по восстановлению экологии из-за аварии «Престижа»? Владелец судна или фрахтовщик (европейская печать утверждает, что фирма Сrown Resources AG -- офшорная «дочка» знаменитого российского холдинга «Альфа-Групп»)? Пока отвечает за все капитан танкера, грек, взятый под стражу испанцами.
В середине марта в Афинах состоится заседание министров транспорта европейских государств, на котором будет принято решение об ужесточении мер к плавающим «консервным банкам». А к 2010 году танкеры с однослойными бортами должны вообще исчезнуть из европейского водного пространства. А многие из них были сделаны в СССР и перевозят нефтепродукты из СНГ.