|
|
N°3, 13 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Детройт: мировой автоподиум - 2003
В ответ на рост нефтяных цен производители машин «скрестили» газ с электричеством
Крупнейшее автошоу в Северной Америке, North American International Auto Show - 2003, стало первой международной выставкой автомобилей, открывшейся в новом году. Более 700 моделей, десятки премьер от европейских, американских и японских производителей. Так традиционно отмечают наступление нового года в Детройте. В первых числах января в автомобильной столице США собираются все крупнейшие производители автомобилей планеты.
Автошоу началось по традиции парадом американских моделей. Их показала «большая тройка» -- General Motors, Ford и Chrysler. Ford привез на выставку новый седан с 10-цилиндровым двигателем. Руководство компании считает, что эта машина не только хорошо «пойдет» на национальном рынке, но и укрепит позиции автоиндустрии США за рубежом. А Cadillac продемонстрировал огромный 16-цилиндровый имперский автомобиль.
С американскими суперлимузинами готов поспорить Mercedes. Он привез в Детройт новую суперлюксовую модель Maybach стоимостью 300 тыс. долларов.
Производитель знаменитых спортивных автомобилей Porsche, например, полагает, что как бы хорошо ни выглядели тяжелые суперлимузины, но будущее -- за небольшими машинами-универсалами. «Мы считаем, что каждая домашняя хозяйка, если захочет, должна ездить на Porsche», -- уверен глава американского представительства компании Фред Шваб. У представленного на выставке мини-джипа традиционные скоростные качества Porsche плюс хорошая вместительность.
Жюри детройтского автосалона, представленное более чем 50 журналистами из разных стран мира, уже успело назвать лучшие машины 2003 года. Самой выдающейся моделью года признан автомобиль концерна BMW -- MiniCooper. Второе и третье места оккупировали автомобили японского концерна Nissan -- это модели 350Si и Infinity. Лучшей грузовой машиной стала Volvo XC90.
Японские участники выставки не только завоевали симпатии прессы, но и решили предвосхитить будущую энергетическую конъюнктуру, презентовав электромобили фирмы Honda, которая предлагает вообще забыть о нефтяном топливе. Автостроители заявляют, что растущие цены на нефтяное горючее их не остановят. Нефтяной кризис 1970-х годов спровоцировал появление на американском авторынке экономичных японских моделей. При нынешнем нестабильном положении с нефтью автопроизводители заинтересовались газом и электричеством. По словам Криса Струве, аналитика агентства Fitch, если покупатель платит за автомобиль 20--40 тыс. долл., то он без сомнения выложит доллар за галлон газа (что оказывается как минимум втрое дешевле бензинового топлива). При стандартном пробеге легкового автомобиля 15 тыс. миль в год, еженедельные затраты порядка 10 долл. за газ, используемый в качестве горючего, никого не пугают. «И даже если газ вырастет до 2,5 долл. за галлон, это тоже никого не смутит», -- считает г-н Струве.
Во всяком случае, продемонстрированные в Детройте комбинированные газоэлектрические двигатели уже не выглядят просто экзотикой, которую пропагандируют активисты из движения «зеленых» и отдельные инженеры-энтузиасты. Такие газоэлектрические модели представили на автошоу и Honda, и Toyota, причем Toyota намеревается к 2005 году продать ни много ни мало 300 тысяч таких «гибридов».
Вызов Страны восходящего солнца уже принял General Motors. По словам руководителя корпорации Рика Вагонера, GM планирует поставить на рынок до конца этого года не менее 1 млн гибридных двигателей. Правда, они несколько дороже традиционных, но экономия на горючем должна с лихвой компенсировать разницу в цене.
И еще один неожиданный тренд проходящего автошоу -- практически полный отказ от стиля ретро. Покупатели предпочитают теперь современные скоростные автомобили, которые и выглядят соответственно.
Александр ЛИБЕРМАН