|
|
N°3, 13 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право на трубу
Трубопроводный транспорт останется государственным
Премьер Михаил Касьянов поставил точку в размышлениях о праве собственности на строящиеся в России трубопроводы: все они будут принадлежать государству. Это заявление, сделанное поздно вечером в минувший четверг в Мурманске, с одной стороны, нефтяное сообщество признало положительным -- дескать, больше не будет неопределенности. Но с другой -- оно поставило под сомнение сразу несколько проектов: нефтепроводы в Китай и Мурманск и газопровод с севера на юг Сахалина.
На совещании, посвященном развитию портов Мурманска, с докладом выступал первый вице-президент «Сибнефти» Александр Корсик. Он рассказал о том, что четыре нефтекомпании -- ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и «Сибнефть» (после совещания к проекту присоединился «Сургутнефтегаз») -- договорились протянуть новый нефтепровод из Западной Сибири в Мурманск, в котором планируют построить глубоководный незамерзающий порт (подробно о проекте -- в газете «Время новостей» от 28 ноября 2002 года). Но неожиданно г-н Касьянов его прервал: «Кто это договорился?» -- спросил грозным тоном премьер. На последовавшее перечисление нефтекомпаний он заметил: «Очень интересно, только я хочу сказать, что все строящиеся нефтегазопроводы останутся в собственности государства». При этом он добавил, что монополия государства на трубопроводы не противоречит участию частного капитала в их строительстве. На последовавший вопрос о том, как компаниям могут быть компенсированы инвествложения, премьер заявил: «Мы решим эту проблему через механизм доступа к трубопроводам». Затем он поправился: участие инвесторов будет учтено при формировании для них тарифов на транспортировку газа и нефти.
В принципе никто и не питал иллюзий относительно собственности на трубу -- в нефтяных компаниях отнюдь не исключали подобного варианта развития событий. Другое дело, что частные инвесторы желают сразу получить определенные гарантии. Два месяца назад главный исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин-2») Стивен Маквей заявлял относительно планов установить госмонополию на трубопроводный транспорт: «Мы намерены инвестировать огромные средства в проект и не хотели бы столкнуться с замаскированными правовыми сюрпризами, которые могут поджидать нас после того, как инвестиции будут осуществлены». Теперь компания намерена до лета не предпринимать каких-либо действий по строительству газопровода с севера на юг Сахалина и дождаться юридической определенности по этому вопросу, так как соглашение о разделе продукции проекта предусматривает, что газопровод будет находиться в собственности инвесторов.
Нефтяные компании в эти выходные предпочли не комментировать заявление премьера. За исключением пресс-службы ЮКОСа. Ее руководитель Александр Шадрин заявил газете «Время новостей»: «Поскольку речь идет о том, что построенные нефтепроводы будут государственными, то мы понимаем так, что и финансировать эти проекты будет государство. Но мы в самых заветных мечтах не могли представить, что государство продемонстрирует столь дальновидную политику и будет браться за осуществление столь масштабных бизнес-проектов». Ответ вице-президента государственной «Транснефти» Сергея Григорьева был следующим: «Если Касьянов сказал, значит, так и будет. Значит, будет (называться. -- Ред.), например, не «проект ЮКОСа» (по строительству нефтепровода в Китай. -- Ред.), а «проект «Транснефти». Денег нам хватит, нам их дают постоянно (имеются в виду банковские кредиты. -- Ред.)».
Впрочем, эксперты не верят, что нефтяники откажутся от проектов строительства трубопроводов. «Рынок сейчас благоприятный, смысл строить есть, -- говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. -- Если будут введены компенсационные тарифы на прокачку сырья, это все равно будет выгодно, хотя и не в такой степени, как хотелось бы компаниям».
Впрочем, представитель одной из нефтекомпаний, заинтересованной в строительстве трубопровода в Мурманск, предположил, что не исключен вариант, при котором в собственности у государства будет не 100% трубопровода, а контрольный пакет. В любом случае, сказал он «ссориться никто не будет -- все вопросы являются предметом переговоров».
Для газовой отрасли заявление премьера означает следующее: после реструктуризации «Газпрома» газотранспортная компания попадет под контроль государства.
Вера КУЗНЕЦОВА, Мурманск, Николай ГОРЕЛОВ