|
|
N°3, 13 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полковник пока посидит
Генпрокуратура опротестовала приговор Буданову
В конце минувшей недели Главная военная прокуратура опротестовала приговор, вынесенный судом Северо-Кавказского военного округа по делу полковника Юрия Буданова. Гособвинителя Александра Дербенева не устроило решение суда, который вечером 31 декабря признал полковника-танкиста невменяемым на момент убийства 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой и освободил от уголовной ответственности, заменив ее принудительным лечением в психиатрическом стационаре. Главная военная прокуратура и г-н Дербенев, требовавшие для Буданова 12 лет лишения свободы, сейчас настаивают на отмене приговора и повторном рассмотрении дела новым составом суда. С аналогичной жалобой в военную коллегию Верховного суда России на прошлой неделе обратился и адвокат семьи Кунгаевых Абдулла Хамзаев.
По словам главного военного прокурора России Александра Савенкова, гособвинение не изменило своей позиции и, как и прежде, требует признать Буданова виновным и приговорить к 12 годам заключения с лишением воинского звания и наград (полковник имеет ордена за боевые заслуги во время контртеррористической операции в Чечне). Своими действиями прокуратура дала ясно понять, что не доверяет выводам двух последних психиатрических экспертиз, на основании которых судья Виктор Костин, собственно, и признал командира 160-го танкового полка невменяемым. Впрочем, помощник главного военного прокурора Александр Дербенев и прежде с большим сомнением говорил о заключениях психиатров, обследовавших полковника. В частности, гособвинителя удивляло, что, «несмотря на невменяемость и сумеречное состояние сознания», Юрий Буданов в своих показаниях чрезвычайно подробно и обстоятельно рассказывал, как допрашивал, а затем душил Эльзу Кунгаеву, которую считал боевиком-снайпером. Кроме того, по данным г-на Дербенева, диагноз, поставленный Буданову психиатрами, -- «органическое повреждение головного мозга и посттравматический синдром», -- характерен едва ли не для всех участников боевых действий в Чечне и вовсе не свидетельствует о невменяемости.
Для защиты полковника Буданова такой поворот событий не стал неожиданностью. Более того, один из двух адвокатов полковника Алексей Дулимов утверждает, что нынешние действия Главной военной прокуратуры были спланированы заранее, еще тогда, когда прокуратура минувшим летом неожиданно сняла с процесса по делу Юрия Буданова прежнего гособвинителя Сергея Назарова. По странному стечению обстоятельств Сергей Назаров ушел на пенсию сразу после того, как его обвинительное заключение публично раскритиковал генеральный прокурор России Владимир Устинов. Сергей Назаров, как известно, еще в июне предлагал суду освободить Буданова от уголовной ответственности за убийство ввиду невменяемости.
Тем временем полковник продолжает сидеть в ростовском СИЗО. В психушку его пока не отправляют, поскольку приговор Северо-Кавказского военного суда еще не вступил в законную силу. На днях должна быть назначена дата кассационного рассмотрения дела Буданова в военной коллегии Верховного суда, куда и направили свои протесты Главная военная прокуратура и адвокат потерпевших Абдулла Хамзаев. Если коллегия сочтет доводы военных прокуроров и г-на Хамзаева убедительными, судебные разбирательства по делу Буданова, которые и так продолжались без малого два года, начнутся в Ростове снова.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону