|
|
N°2, 10 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ким Чен Ир подставил Путина
Уже несколько месяцев Северная Корея ведет политику нагнетания ядерного шантажа. Причины подобных действий остаются неизменными на протяжении последних десятилетий. Северокорейский режим нуждается в иностранной помощи и гарантиях ненападения. Однако он понимает, что за это придется «отплатить» Западу так называемым «вовлечением», что означает изменение экономической и политической системы КНДР и утрату кланом Кима своей власти. Поэтому для торга Пхеньяну нужна другая «разменная монета». Ядерная тема, а вслед за ней, возможно, и ракетная (в этом году истекает срок северокорейского моратория на ракетные испытания) лучше всего подходят на эту роль.
Так было в 1993--1994 гг., когда КНДР свернула сотрудничество с МАГАТЭ, обострила ситуацию и получила в итоге от клинтоновской администрации (при равнодушии Москвы) помощь и гарантии безопасности. Так было в 1998 г. с запуском баллистической ракеты. Сегодня все повторяется. Север, следуя традиционной дипломатии игры на противоречиях, пытается «столкнуть лбами» Сеул и Вашингтон, а также Москву, Токио и Пекин. Цель Пхеньяна -- продолжать получать экономическую помощь с Юга в условиях нарастания напряженности в отношениях с США. При этом Ким Чен Ир играет на «примиренческих» амбициях России и Японии в корейском урегулировании и опасениях Китая в отношении экономического коллапса Северной Кореи и гуманитарной катастрофы на границе КНР и КНДР. Ставка в игре все та же -- экономические дивиденды и политическое время для режима.
«Коллективная жесткость» мирового сообщества в отношении властей КНДР становится не только разумной мерой, но и шагом, вытекающим из скрепленной международными договоренностями ответственности больших держав за ядерное нераспространение. Стратегия сочетания «коллективной жесткости» по отношению к режиму и гуманитарного подхода к проблемам северокорейского населения позволит пятерке стран, вовлеченной в корейскую проблему, разделить свои функции. В этом случае США, Россия, Китай сделают ставку на жесткость в вопросах нераспространения ядерного оружия, а Южная Корея и, в известных пределах, Япония -- на тактику «вовлечения».
Такое «разделение труда» даст спасительный выход для российской внешней политики, зашедшей на северокорейском направлении в тупик. Ядерный кризис в Корее вскрыл неэффективность прежней дипломатии, ставящей во главу угла встречи в верхах. Путин, встретившись с Ким Чен Иром, искренне хотел показать миру, что с руководителем Северной Кореи можно иметь дело. Тот в ответ заварил ядерную кашу и, по сути, «подставил» российского президента. Самым большим упущением для российского МИДа стало бы продолжение попыток переложить ответственность за корейский ядерный кризис с КНДР на США.
Сегодня в подходе Москвы к Пхеньяну произошло столкновение двух дипломатических логик. Логика большой ядерной державы, которая наряду с США несет глобальную ответственность за нераспространение ядерного оружия, требует от России конкретных шагов по пресечению ядерных разработок в КНДР. Другая логика исходит из двусторонних отношений Москвы и Пхеньяна, улучшение которых укрепило политический вес России на Корейском полуострове. Следование первой жесткой логике ухудшит наши отношения с КНДР и ослабит завоеванные позиции Москвы в корейском урегулировании. Однако игнорирование ядерной угрозы чревато для России проблемами в отношениях с США и перспективой возникновения на дальневосточной границе ядерного соседа, неподконтрольного глобальному режиму нераспространения.
Пока Россия предпочитает не вмешиваться в урегулирование кризиса и ждать, когда он будет разрешен через диалог между КНДР и США. Москва постепенно усиливает нажим на Пхеньян, воздерживаясь от реальных коллективных или односторонних действий. Эта «негативно-выжидательная позиция» стала возможна потому, что сегодня внимание США и центр российско-американских дискуссий нацелены на Ирак. Кроме того, Россия еще может утверждать, что не имеет твердых доказательств наличия у КНДР ядерного оружия, трактуя действия Пхеньяна как блеф, призванный втянуть Вашингтон в переговоры о нормализации отношений. Однако возможное проведение Пхеньяном ядерного испытания поставит Москву в сложнейшее положение.
Нынешняя политика России имеет свои пределы. Конечно, если КНДР возобновит диалог с Южной Кореей и США, Россия сможет вновь обыграть эту временную нормализацию как «победу». Но это не даст гарантий от очередного повторения традиционной северокорейской схемы. Через год-два Пхеньян опять захочет обострить ситуацию на полуострове и тряхнуть «ядерной картой», заново сыграв на расхождениях в позициях причастных к корейскому конфликту стран. Мировому сообществу и России пора объединить усилия, раз и навсегда лишив КНДР возможностей для шантажа. Ближайшим шагом в этом направлении могло бы стать принятие Советом Безопасности ООН резолюции по Северной Корее, аналогичной резолюции по Ираку.
Василий МИХЕЕВ, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН