|
|
N°2, 10 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Друиды на гастролях
«Норму» Ереванского оперного театра номинировали на «Золотую маску» и показали в Большом
На только что открытой Новой сцене Большого театра выступили первые гастролеры -- артисты Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, которым удалось оживить не только скромную пока еще афишу филиала, но и все московское оперное расписание. Кровавая и возвышенная опера Винченцо Беллини «Норма» (с друидами и римлянами в закрученном сюжете и со знаменитой арией Casta Diva в пышной партитуре) в Москве не идет. Более того, ни в одной программе ежегодного фестиваля «Золотая маска» до сих пор не было ни одной провинциальной «Нормы». Одним словом, шлягерное название выглядит в России раритетным, и потеряться в оперных московских буднях Ереванский театр просто никак не мог.
Не менее заметный случай произошел у Ереванской оперы с вышеупомянутой «Золотой маской». Каким-то чудом (а именно из-за финансового участия в постановке ереванской «Нормы» Российского союза армян) зарубежный спектакль оказался претендентом на российскую национальную премию по нескольким номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая женская оперная роль» (Марине Деинян -- Норма, Вардуи Хачатрян -- Адальджиза), «Лучшая мужская роль» (Александр Тамазов -- Оровез) и «Лучший дирижер» (Карен Дургарян).
Визит в Большой театр -- только первый из гастрольных показов ереванского спектакля. Дальше будет презентация на «Маске», где он наверняка будет смотреться поразительной диковиной.
Примерно так же изумляет своим видом тряпичная кукла с глазами-пуговицами, если посадить ее между лакированными Барби. Грубоватая выделка и этой куклы, и этой «Нормы» огорошивает, а отсутствие концептуальных амбиций не только огорчает, но и привлекает теплыми, трогательными эффектами. На пресс-конференции перед спектаклем выяснилось, что репетиции проходили в 28-градусный мороз в театре без отопления (обычно Ереванская опера зимой не работает) и что артист театра получает 30--40 долларов в месяц, главный дирижер (он даже засмущался) -- 70 долларов в месяц, а спектакли стоят от 15 до 40 тысяч долларов (для сравнения: Большой театр, по неофициальной информации, обычно оперирует сотнями тысяч). На «Норму» ушло 35 тысяч долларов, и это бросается в глаза. Спектакль декорирован чисто символически (и это вряд ли может сойти за минимализм), причем некоторые из мотивов осмыслены, другие же смотрятся случайно и небрежно. Простенькие технологии то и дело подводят, а персонажи в страхе топчутся вокруг всякого предмета на колесах, словно он чудо-юдо и неизвестно, чего от него ждать. Одним словом, режиссерской руке кинематографиста и оперного дебютанта Бориса Айрапетяна (он же сценограф и художник по свету) явно не хватает профессиональной ловкости.
На пресс-конференции также было объявлено, что главная (не считая мировой знаменитости Асмик Папян, спевшей премьеру в Ереване) исполнительница партии друидессы Нормы масочная номинантка Марине Деинян заболела. Публике предъявили смесь из первого, второго и третьего составов. Вот тут-то неявные достоинства тряпичной куклы проявились в полной мере. Мало в каком из российских театров так щедро и небрежно разбросаны приличные голоса, а сами актеры даже в неловких мизансценах не теряют странной, никак не обработанной органичности. «Вторая» Норма Анаит Мхитарян очень достойно справилась с партией и подкупила мягкими вокальными рисунками, хотя ее амплуа явно более лирическое, чем темперамент беллиниевской героини. Другая номинантка на «Маску» Вардуи Хачатрян (Адальджиза) звучала привлекательно в низком регистре, а худрук театра Гегам Григорян (Поллион), известный по работе в Мариинском театре, показывал симпатичные итальянские манеры. Удивил молодой, но уже успевший засветиться в европейских театрах дирижер Карен Дургарян: он посадил беллиниевскую партитуру на диету из медленных, ученических темпов, но все звучало так артистично и старательно, что у спектакля явно появилось множество поклонников. Остается только гадать, как с этим обаятельным и милым сердцу публики, сделанным на коленке спектаклем-инопланетянином будет разбираться национальная профессиональная премия.
Юлия БЕДЕРОВА