|
|
N°2, 10 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гаишники российского бизнеса
МНС может инициировать ликвидацию 1,5 млн предприятий
В последние дни декабря предприниматели, желающие перерегистрировать своим предприятия, буквально брали налоговые инспекции штурмом. Многих напугала телереклама, обещавшая в предновогодние дни всем, кто не подаст сведения о своем предприятии для внесения в Единый госреестр до 1 января 2003 года, принудительную ликвидацию через суд. В Москве возникла даже новая услуга: появились объявления, гарантирующие моментальное внесение в госреестр за 7,5 тыс. рублей.
Пугали налоговики предпринимателей на основании закона «О госрегистрации юридических лиц», который предусматривает своеобразную перепись всех действующих предприятий России. По версии МНС, заключая договоры или обслуживая клиентов со свидетельством старого образца, вы рискуете попасть под статью «незаконное предпринимательство». И как следствие -- под статью «уклонение от уплаты налогов». Ведь фирма, не имеющая регистрации, платить налоги не может по определению.
По закону, перепись завершилась как раз 1 января, тем не менее более половины из зарегистрированных в стране юрлиц получить новые свидетельства не успели. Сколько на сегодняшний день в точности претендентов на судебные разбирательства, МНС пока не сообщает. Данные из региональных инспекций пока не обобщены. Известно лишь, что на середину декабря было подано 936 тысяч сообщений от юридических лиц, что составляет 53,9% от общего количества организаций. К концу года это количество возросло почти до 1,5 млн. Исходя из того, что в России зарегистрировано 3,1 млн юрлиц, налоговикам придется просеять через свое сито более полутора миллионов, не подавших признаков жизни. 1,3 млн из них, по данным замминистра по налогам и сборам Михаила Мишустина, относится к фирмам-однодневкам, созданным для незаконной обналички, манипуляций с экспортным НДС и уводом денег в офшоры. Как будет проходить ликвидация однодневок, понятно. МНС и ранее обращалось в суд по поводу ликвидации предприятий, не предоставляющих отчетность. Если ответчик не являлся по запросу суда и по своему адресу отсутствовал, суд моментально принимал решение о ликвидации. Быстротой принятия подобных судебных решений и пугали налоговики нерасторопных предпринимателей. Однако огульно записать в однодневки и ликвидировать добропорядочную, но не успевшую перерегистрироваться фирму будет не так просто.
Тем более что в ближайшее время, считают эксперты, можно будет легально работать еще по старому свидетельству. По словам адвоката Московской коллегии адвокатов «ФБК-Право» Петра Достовалова, «существует презумпция действительности регистрации и презумпция законности существования юрлдица». «Так что опоздавшие фирмы хоть боятся и трясутся, но действуют», -- отметил он. Рано или поздно налоговики их, конечно, уличат, но даже если дело дойдет до суда, ничего страшного не произойдет, прогнозирует г-н Достовалов. По его словам, суд наверняка пойдет тем же путем, что и раньше: признает нарушение (то есть отсутствие перерегистрации) устранимым (либо, увы, неустранимым). Руководителю предприятия может оказаться вполне по силам расположить суд в свою пользу. К примеру, убедить судей в наличии уважительных причин, помешавших перерегистрироваться вовремя. На устранение нарушения может быть дан срок, например три месяца.
Однако у налоговиков все равно остаются способы воздействия на нарушителей. К примеру, они могут наложить штраф на гендиректора -- 5 тыс. рублей за нарушение обязанностей по перерегистрации. А за предоставление ложных сведений о предприятии ему может грозить дисквалификация до трех лет.
Самое же неприятное в другом. Налоговики теперь смогут сами выбирать, какую карательную меру применять, а, точнее, какую фирму ликвидировать, а какую простить. Коррупционно опасную норму таит в себе сам закон «О госрегистрации...». Ст. 26 этого закона говорит, что непредставление в регистрирующий орган сведений о юрлице является основанием для принятия судом решения о его ликвидации на основании заявления регистрирующего органа. Это означает, что регистратор-налоговик может (но не обязан!) направить заявление в суд.
Что касается штрафов, то тут все еще проще: составить протокол и вменить штраф может не только глава налоговой инспекции, но и рядовой исполнитель. Налоговик тем самым уподобится инспектору ГИБДД-ГАИ, составляющему протоколы на месте нарушения.
Налоговики получат и иные права, которыми не обладали ранее. К примеру, принимать участие в ликвидации предприятия. Хотя госорган, по иску которого суд принимает решение о ликвидации, сам ее проводить не вправе, новый Гражданский кодекс (ст. 61, 62, 63) теперь вполне позволяет представителям МНС входить в ликвидационную комиссию в качестве органа, защищающего публично-правовые интересы государства.
Ирина СКЛЯРОВА