Время новостей
     N°2, 10 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2003
Японское предложение
Российская нефть нужна всем
В преддверии визита в Россию японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми Москва и Токио попытались активизировать сотрудничество двух стран на энергетическом поле. В этой сфере взаимоотношения строятся довольно сложно: два года назад Анатолий Чубайс провозгласил строительство энергомоста Россия--Япония, однако дальше заявлений дело не продвинулось. Теперь инициативу пытаются перехватить японцы: министр иностранных дел Иорико Кавагути и министр экономики, торговли и промышленности Такэо Хиранума прислали письмо в российское правительство о том, что Япония готова закупать у России 1 млн баррелей (139 тыс. т) нефти ежедневно (около 50 млн т в год). Осуществиться это желание может лишь в том случае, если будет построен нефтепровод из Восточной Сибири к тихоокеанскому побережью Ангарск--Находка, причем японцы даже готовы участвовать в его строительстве. Однако в России планы по строительству этой трубы уже отошли на второй план из-за того, что никто не знает, где взять столько нефти, чтобы окупить столь дорогостоящий проект.

Уже более двух лет в России идут споры, куда вести трубу из Ангарска (Иркутская область) -- к Тихому океану, как предлагала «Транснефть», или в Китай, как настаивал ЮКОС. В первом случае открывается возможность танкерной транспортировки сырья в Японию и США, а также в другие страны. Во втором -- труба замыкается в Китае, но этот проект уже практически готов и с китайцами подписано соответствующее межправительственное соглашение. Сразу оба проекта реализовать по понятным причинам невозможно.

Но хоть как-то улучшить экономическое сотрудничество с японцами России также необходимо. Очевидно, что, предложив инвестиции в строительство нефтепровода Ангарск--Находка (его протяженность должна составить 3,7 тыс. км, мощность -- 50 млн т нефти в год, стоимость проекта оценивается более чем в 5,5 млрд долл.), Токио попросит уступок по вопросу о Южно-Курильских островах. Но и без этого встает масса других проблем. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил газете «Время новостей», что проект будет выгоден только в том случае, если объем прокачки составит не менее 50 млн т сырья в год. «Осталось только найти нефть», -- говорит он, так как максимум, который могут «наскрести» нефтекомпании, составляет 30 млн т в год. К тому же для начала нужно где-то взять еще примерно 15 млн т для заполнения трубы. Возможно, говорят нефтяники, примерно к 2012--2015 гг., когда месторождения Восточной Сибири (прежде всего Юрубчено-Тахомская группа, Талаканское и Верхне-Чонское) будут разработаны и добыча выйдет на проектный уровень, можно будет вести разговор о дополнительном экспортном направлении.

Вероятно, именно по этой причине российские власти отреагировали на предложение японцев довольно сдержанно. Замглавы МИДа Александр Лосюков хотя и сказал, что оценивает желание Японии «подключиться к работе по этому проекту как очень перспективное, полезное и выгодное», но тут же добавил, что строительство нефтепровода Ангарск--Находка -- «это непростой для России вопрос», поскольку нет стопроцентной уверенности в его экономической целесообразности. «Мы приветствуем интерес Японии к работе с Россией в энергетической области и хотели бы, чтобы такое сотрудничество осуществлялось, но, естественно, на научно обоснованной и просчитанной основе», -- заявил замминистра.

В связи с этим можно с уверенностью говорить о том, что шансы на реализацию проекта строительства трубы в Китай существенно возросли, несмотря на то, что он «завязан» на одну страну. И этот вопрос, судя по всему, окончательно был решен в декабре перед приватизацией «Славнефти» -- очевидно, что за уход из претендентов на эту компанию китайцы получили гарантии реализации проекта строительства. К тому же для этого нефть есть: только один ЮКОС в Томске уже в этом году добудет 18 млн т нефти, а для загрузки необходимо 20 млн. Очевидно, что при существующей тенденции роста добычи компания Михаила Ходорковского без проблем справится с загрузкой даже в одиночку.

Кроме этого, говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, для самих нефтяников привлекательнее не выход в Тихий океан из Восточной Сибири, а строительство трубопровода до Мурманска. Ведь в случае увеличения иракского нефтеэкспорта, а также увеличения экспорта каспийской нефти необходимость в российском сырье в тихоокеанском регионе может снизиться.

Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ