|
|
N°161, 03 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глубокая переработка
«Норникель» нашел, на что потратить прибыль
«Норильский никель» будет производить стеклоплавильные сосуды, катализаторы для нефтяной промышленности и фильтры-катализаторы для автомобилей. Вчера об этом сообщил председатель совета директоров РАО «Норильский никель» Юрий Котляр, выступая на конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней».
«Если люди производят металл, они хотят участвовать в том бизнесе, в котором этот металл применяется, -- говорит Юрий Котляр. -- Раньше государство покупало у нас металлы и оставляло себе прибыль. Сегодня, продавая металлы по фиксированным ценам, мы впоследствии не участвуем в прибылях, которые рождаются на всем пути следования этой продукции. Пока у нас был минусовый баланс, не было денег на развитие этих производств. Теперь у нас появились средства, которые мы можем направить либо на приобретение этих производств, либо на создание их у себя. ГАЗ объявил о программе создания представительских автомобилей. Почему с ГАЗа новые машины придут без катализаторов? Мы готовы к сотрудничеству с ГАЗом. Естественно, появится третий партнер, условно говоря, тот, кто будет партнером ГАЗа по его развитию. Может быть, это будет Ford, который создавал ГАЗ в 30-х годах либо General Motors, может быть, другие фирмы, я не знаю». Сроки и объемы производства РАО держит в секрете.
Г-н Котляр отмечает, что в 2000 году объем реализации РАО достигнет 5 млрд долл. и что «Норильский никель» -- крупнейшая горно-рудная компания, которая по объему производства занимает второе место в мире (на первом -- Anglo American Corporation). Она обеспечена сырьем для добычи платиноидов как минимум на 50 лет. Однако цена компании на российском рынке, говорит г-н Котляр, составляет лишь 1,2 млрд долл., тогда как на рынке западном она должна стоить не менее 10--12 млрд долл.
Чтобы исправить эту несправедливость, РАО начало реструктуризацию, предполагая разместить акции своей головной компании за границей.
А в мире события будут развиваться следующим образом. По прогнозу г-на Котляра, в ближайшие шесть-семь лет дефицит палладия будет возрастать, и к 2005 году цены на него вырастут более чем до 1 тыс. долл./тр. ун. Западные эксперты полагают, что в ближайшие десять лет экологическое законодательство, обязывающее автопроизводителей оснащать машины платино-палладиевыми катализаторами, будет ужесточаться (в России таких требований нет). Это повлечет за собой рост потребности в платиноидах, и дисбаланс между спросом и предложением будет увеличиваться.
Сейчас ежегодное потребление палладия составляет около 250 т в год, тогда как производство достигает лишь 200 т. Естественно, цены растут -- со 100 долл./тр. ун. в начале 90-х до 700--800 долл./тр. ун. в последнее время. Один из важнейших факторов, определяющих положение дел на рынке, -- неопределенность с поставками из России, которая добывает около двух третей от всего мирового объема палладия. «Хотя «Норильский никель» и крупнейший производитель палладия в мире, -- сказал на конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней» д-р Стил из Великобритании, -- необходимым условием стабильности рынка были поставки из российского государственного запаса. Потребители хотят знать, каковы объемы госзапаса, у кого он в распоряжении и кто подписывает документы на отгрузку, а это государственная тайна». Итог неутешителен: палладиевые катализаторы стали чрезвычайно дорогими. За последние 20 лет цена выросла со 100--150 до 700--800 долл./тр. ун., и автогигантам она «не очень нравится». Поэтому крупнейшие автомобильные компании мира рассматривают возможность возврата к менее совершенным платиновым катализаторам, но «технически очень сложно сделать так, чтобы платиновые катализаторы были бы столь же эффективны, как и палладиевые». По-видимому, это означает, что часть катализаторов будут производить из смеси платины и палладия.
В то же время чисто платиновые катализаторы вполне пригодны для двигателей, работающих на обедненном топливе, а доля таких двигателей увеличивается. К тому же цены на платину более-менее стабильны: вот уже более 20 лет они колеблются преимущественно в диапазоне от 400 до 500 долл./тр. ун., хотя, конечно, не обошлось без взлетов и падений. Автомобильные компании привыкли к этой цене, и она их устраивает. Иными словами, интерес к палладию падает, к платине -- растет. Самое интересное то, что если в производстве палладия лидирует Россия -- около 67%, то более 80% платины дает ЮАР. Это означает, что интерес потребителей будет перемещаться из Норильска в Йоханнесбург, где находится головной офис Anglo American.
Анастасия НАРЫШКИНА