|
|
N°1, 09 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вперед в прошлое
«Газпром» хочет проглотить «Межрегионгаз»
Несмотря на то что правительство перенесло рассмотрение вопроса о реформировании газового рынка с декабря на январь (по информации газеты «Время новостей», главе «Газпрома» Алексею Миллеру удалось убедить президента страны в преждевременности и неподготовленности такого обсуждения), 2003 год крупнейшая российская компания встретила под знаком внутренних структурных изменений. Причем, судя по первым шагам, происходить они будут в направлении, прямо противоположном либерализации. Концерн, отбившись от намерений Минэкономразвития разделить его по видам бизнеса, собирается возвратить себе функции сбыта газа в России. То есть вернуться на пять лет назад и лишить свою «дочку» «Межрегионгаз» статуса единого поставщика газа внутри страны. 30 декабря Алексей Миллер подписал приказ «О совершенствовании порядка реализации газа». Согласно документу «Межрегионгаз» и газпромовский департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов до 15 февраля должны оформить все действия, необходимые «для установления прямых договорных отношений между «Газпромом» и региональными компаниями по реализации газа, а также другими потребителями» газа концерна.
Эта формулировка означает, что за полтора месяца (считая новогодние праздники) «Межрегионгаз» обязан передать в ведение вышеозначенного департамента все дела по продаже газа внутри страны. В официальном пресс-релизе компании в качестве целей этого шага приводятся снижение административных затрат, оптимизация структуры управления реализацией газа «Газпрома», повышение уровня безопасности эксплуатации газораспределительных сетей, а также дальнейшее развитие рынка газа в России. Но, как пояснила газете «Время новостей» пресс-секретарь г-на Миллера Наталья Селиванова, «Газпром» таким образом хочет консолидировать контроль над своими финансовыми потоками. В связи с этим логичен вопрос, почему контроль является неконсолидированным, если «Межрегионгаз» -- 100-процентная «дочка» концерна. Ответить на него вчера представители «Газпрома» не смогли. Однако, по словам собеседника газеты «Время новостей», знакомого с ситуацией, причина появления нового приказа прозаична. Генеральный директор сбытовой «дочки» Николай Горновский стал вести себя слишком «самостоятельно», с точки зрения г-на Миллера и его окружения. К примеру, представители компании активно лоббировали в правительстве идею функционирования торговой площадки, когда в концерне еще не решили, нужна ли она «Газпрому». Еще на один вопрос, напрашивающийся сам собой, -- почему глава «Газпрома» попросту не снимет руководителя дочернего предприятия, а затевает сложную, затратную и с непонятными перспективами комбинацию -- есть лишь один не противоречащий законам логики ответ: для этого у Алексея Миллера нет «политического ресурса».
В качестве утешительного приза руководству «Межрегионгаза» к 1 февраля «на базе созданной торговой площадки поручено разработать комплекс мероприятий по расширению торговли газом по свободным ценам с привлечением ресурсов «Газпрома» и независимых поставщиков». Поскольку постановление правительства, которое позволило бы концерну продавать часть газа по свободным ценам, еще очень далеко от подписания, это весьма слабая компенсация.
Атака на «Межрегионгаз» началась в октябре, когда у сбытовой компании отобрали право распределять сверхлимитный газ (самая привлекательная с точки зрения прибыльности часть продаж). Для этого в середине октября глава «Газпрома» подписал приказ, который отдал это право департаменту по маркетингу, переработке газа и жидких углеводородов, возглавляемому Кириллом Селезневым. Затем было подписано соглашение о прямых, в обход «Межрегионгаза», поставках на «Мосэнерго». Теперь г-н Селезнев будет оперировать всем газом компании внутри страны, а это около 280 млрд кубов, десятки тысяч потребителей и, соответственно, контрактов.
Отвлекаясь от политической подоплеки, следует отметить: сроки перехода функций по сбыту газа из компании в департамент беспрецедентно жесткие. Как сообщил газете «Время новостей» представитель «Межрегионгаза», к концу декабря подписание контрактов о поставке газа в 2003 году полностью завершилось. Причем все они оформлены на «дочку» «Газпрома». Теперь их предстоит переоформить на головную компанию через селезневский департамент. Перезаключить за месяц с небольшим свыше 60 тыс. договоров, мягко говоря, непросто. Учитывая, что департамент должен будет переоформить еще и контракты на закупку газа у производственных компаний, а также соглашения на его транспортировку, можно сказать -- нереально. Очевидно, что при этом численность департамента возрастет на порядок (в МРГ этим делом занимались примерно 300 человек). В концерне пока не знают, что делать с региональными компаниями «Межрегионгаза», которые осуществляют фактическую поставку газа потребителям. Их руководители подчиняются гендиректору МРГ, соответственно они также по приказу г-на Миллера подлежат переподчинению -- а это еще 65 тыс. человек. То есть затраты на содержание всего этого хозяйства перейдут на головную компанию. Значит, снизить их вряд ли удастся -- между тем именно снижение затрат декларируется в качестве одной из целей реорганизации. При этом, по информации газеты «Время новостей», в декабре ФЭК дала «Межрегионгазу» право взимать с потребителей газа плату за снабженческо-сбытовые услуги (ранее такую же возможность получили региональные «дочки» МРГ). По словам нашего собеседника в комиссии, это позволило бы МРГ собрать около 2 млрд рублей в год и тем самым полностью отказаться от субсидий «Газпрома» на свою деятельность. Таким образом, начиная с 2003 года концерн не нес бы никаких издержек на содержание своей сбытовой сети. Теперь же эти деньги придется изыскать в бюджете компании, который и так трещит по швам. «Газпрому», внутри которого нет разделения по видам бизнеса, будет весьма проблематично обосновать комиссии затраты на сбыт.
Возвращаясь к политике, в которой, судя по всему, и есть основная подоплека появления приказа, нужно отметить следующее. Помимо финансовых потоков, которые по сравнению с экспортом мизерны, в «Межрегионгазе» сконцентрирован практически весь политический ресурс «Газпрома» на региональном уровне. А делить в предвыборный год контроль над газовой трубой, которой вполне можно пользоваться как инструментом предвыборной борьбы, Алексей Миллер не хочет и не может, ведь «выборные» функции входят в список обязанностей главы газового концерна. Вопрос в том, чтобы сумма выгод от затеянной операции (в том числе и для стабильной работы самого «Газпрома») превысила сумму потерь.
Алексей ГРИВАЧ