|
|
N°1, 09 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство беженцев
Чеченские власти согласились на вагончики вместо Гудермеса
Почти две недели потребовалось правительству и администрации Чеченской Республики на оборудование новых рабочих мест в Грозном. Вчера рабочие достроили временный городок, в котором проведут остаток зимы чеченские чиновники, оставшиеся без крова после взрыва двух заминированных автомобилей у правительственного комплекса в столице республике 27 декабря. Их новая резиденция -- 34 отапливаемых щитовых вагончика. К рабочим местам проведено электричество, работают телефоны. К полевым условиям большинству сотрудников аппарата не привыкать -- многие из них живут рядом, на охраняемой территории, точно в таких же вагончиках. В Грозном нормального жилья практически нет, и кроме того, чеченцы, работающие на федеральные власти, за пределами охраняемого периметра не могут чувствовать себя в безопасности.
Дом правительства, от которого остались только обгорелые стены, чеченские строители обещают восстановить к концу апреля. Не исключено, что после реставрации он станет более пригодным для жизни, чем прежний наспех построенный офис с неработающей канализацией, ненадежными лестничными маршами и стенами из экологически вредных материалов. Рядом строители из Москвы возведут еще одно административное здание.
По предварительным оценкам экспертов, восстановление всего комплекса может стоить больше полумиллиарда рублей. Эта цифра, естественно, не попала в смету Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чечни на 2003 год. По этой программе Чечня получит из российского бюджета всего 3,5 млрд рублей -- на миллиард меньше, чем в прошлом году. На вчерашнем заседании российского правительства эту окончательную цифру чеченские министры согласовали с руководителями заинтересованных федеральных ведомств. Официально сокращение финансирования объясняется «текущими финансовыми условиями». Еще некоторое количество средств федеральный центр рассчитывает направить в республику из внебюджетных источников. Кроме того, бюджет самой Чечни в 2003 году составит уже около 9 млрд рублей. Как раз на республиканский бюджет лягут, судя по всему, основные затраты на ликвидацию последствий предновогоднего теракта. Вчера чеченское правительство уже начало выплачивать компенсации пострадавшим от взрыва -- по 20 тыс. рублей на человека (семьям погибших поможет и федеральный бюджет -- по 100 тыс. рублей компенсации, не считая 14 тыс. на погребальные расходы). Число пострадавших, по последним данным, составляет 83 погибших и 153 раненых. Среди пострадавших от теракта, кстати, оказались глава Совбеза республики Рудник Дудаев и главный федеральный инспектор по Чечне Имран Вагапов. Сразу после трагедии с тяжелыми травмами самолетом МЧС они были эвакуированы в Москву и помещены в госпиталь Минобороны им. Бурденко.
Что касается расследования самого теракта в доме правительства, то его первые результаты оказались совершенно неожиданными. Следственной бригаде, которую возглавляет старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Игорь Ткачев, уже удалось установить личности террористов-смертников, находившихся за рулем начиненных взрывчаткой "КамАЗа" и "УАЗа". Фамилии их не разглашаются, но уже известно, что это были вовсе не чеченцы, а жители других регионов, русские по национальности. Более того, по данным следствия, террористы числились военнослужащими-контрактниками одной из частей Северо-Кавказского военного округа, дислоцированной в Чечне. Причем и их машины также принадлежали военным. Милиционерам на всех трех блокпостах террористы предъявили документы, выданные в военной комендатуре Чечни. Кроме того, следователи выяснили, что за несколько дней до трагедии смертников видели на территории комплекса правительственных зданий в Грозном.
Пока спецслужбам не удалось вычислить сообщников террористов и выяснить, кто помог им устроиться на контрактную службу и попасть в Чечню. Республиканская прокуратура предъявила обвинения в халатности лишь трем омоновцам, которые проверяли документы у террористов на блокпостах. Впрочем, глава администрации Чечни Ахмад Кадыров уже заявил, что организатором взрыва Дома правительства является Аслан Масхадов.
Сейчас временный правительственный городок находится под усиленной охраной, бдительность стражи удвоилась после того, как выяснилось, что кольцо воинских частей и несколько контрольно-пропускных пунктов -- недостаточная защита от злого умысла. Несмотря на полевые условия, правительство Михаила Бабича и администрация Ахмада Кадырова будут работать в Грозном. Первые лица республики наотрез отказались покинуть столицу и переехать в Гудермес, второй по величине город, в котором гражданские власти размещались в самом начале второй войны.
По словам Ахмада Кадырова, декабрьский теракт никак не повлияет и на проведение референдума по конституции Чечни. Ожидается, что его назначат на одно из воскресений второй половины марта и точная дата будет известна уже к началу следующей недели, когда республиканский избирком удостоверится в подлинности подписных листов, представленных инициативной группой. Подписей на всякий случай собрали немного больше, чем требовалось, проверять же по действующим правилам будут лишь каждую четвертую из них.
А вот запланированный на январь визит делегации Европарламента пока откладывается -- спикер Госдумы Геннадий Селезнев обратился к европейцам с предложением воздержаться от поездки. Правда, в данном случае речь, судя по всему, не идет о соображениях безопасности: просто Россия дает понять, что ее не устраивает позиция Европарламента по вопросу о выдаче эмиссара президента Ичкерии Ахмеда Закаева.
Иван СУХОВ, Александр РАСКИН