|
|
N°237, 25 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нынешний сенат -- это палата назначенцев»
Руслан АУШЕВ, экс-президент Республики Ингушетия и бывший член Совета Федерации, в свое время демонстративно вышел из состава верхней палаты и сегодня является одним из главных критиков деятельности сената нового образца. О том, что он думает о работе верхней палаты, г-н Аушев рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Дмитрию КОМИССАРОВУ.
-- Сергей Миронов уже год работает на должности спикера верхней палаты. Как вы оцениваете работу этого человека?
-- Он стоит в рамках. Как человек он мне симпатичен, но он ни влево, ни вправо пойти не сможет. Если он это сделает, его тут же заменят. Он -- назначенный сенатор. Как председатель палаты он самый независимый из всех предыдущих, потому что от него практически ничего не зависит. Первый положительный шаг его -- это то, что он говорит о возможности выборности верхней палаты. Есть еще, значит, разумные люди. Только я не понимаю, кто ему мешает внести поправки в Конституцию. Я уверен, что все в России сегодня его инициативу поддержат.
-- А по вашему мнению, сенат должен быть избранным?
-- Парламентарий -- это человек, которого избирают, а нынешний сенат -- это палата назначенцев. На выборности всегда строился парламентаризм, все остальное уже лукавство. У нас сегодня никто не отвечает перед народом. В Госдуме работает 450 депутатов плюс в Совете Федерации 178 сенаторов. Из них только 225 избирались и имеют моральное право отвечать перед людьми за свои поступки. Этих центристов, которые сейчас составляют в Думе большинство, никто не избирал. У них даже партии тогда не было. Они появились уже после выборов. Должно быть как? Избирается ГД, победившая партия назначает правительство. И вот оно, избранное, отвечает пусть перед людьми. Ничего нового в этом нет -- все это существует на Западе. Победили коммунисты -- значит, пусть правительство станет действовать так, как хочет население, избравшее коммунистов. Премьер-министр должен стать выдвиженцем от этой партии, он формирует кабинет министров и работает до первого прокола -- до дефолта, до какого-то ЧП, до такого кризиса, как на Дубровке. После Дубровки кабинет министров сразу же уходит в отставку, приходит другой. Смысл в чем: народ должен избирать себе всю власть -- и законодательную, и исполнительную. И Совет Федерации должен избираться только из тех людей, которые знакомы с регионом.
-- Если назначить выборы в верхнюю палату, не получится ли так, что сенаторы начнут соперничать с нижней палатой за электорат?
-- У нас же уже была палата избранных сенаторов в 1993--1995 годах. И никто не соперничал, все знали, чем занимается Дума и Совет Федерации. В Конституции четко прописаны их полномочия. У верхней палаты есть право решать главные вопросы -- войны и мира, чрезвычайных положений, границы субъектов федерации. Но сейчас для них это не имеет значения. НАТО подошло к границам, верхняя палата, отвечающая за безопасность страны, молчит. Ну хоть тявкните что-нибудь... Зашли боевики в центр Москвы. Тишина. Могли хотя бы расследование какое-нибудь устроить. У них ментальность назначенного человека. Поэтому на них никто и не обращает внимания. Вот когда тебя избирают и ты отвечаешь не перед начальником, а перед народом, начинаешь вести себя совсем по-другому.
Самый сильный СФ был в 1993--1995 годах, когда он был избранным. Потом он стал похуже, но все же и туда попали люди, избранные народом, -- губернаторы, президенты республик, руководители законодательных собраний. Нынешние члены СФ, конечно, будут защищать свое болото, они нашли свою нишу, при которой они могут там работать. Если будет прямое голосование, то их не изберут -- потому что их никто не знает. Прошедший недавно в Госдуме первое чтение законопроект «О статусе членов Совета Федерации» -- очередная перестраховка.
Конечно, президенту хорошо -- законодательное собрание ему подчиняется. Но если мы хотим, чтобы Россия нормально развивалась, то мы должны пройти через противостояние власти друг другу. У нас уже был генсек, который управлял всем...
-- Сколько, по-вашему, людей сейчас в СФ думают о будущем?
-- Не знаю. Один, наверное, есть, да не один, а больше. Как люди они хорошие, но у них силы нет, они ничего не могут. В природе все продумано. Продумана муха, продумана лягушка, продуман волк, продуман заяц, все должно быть сбалансировано. И президент должен знать не то, что ему на ухо шепчут, а то, что ему скажет оппонент. Я уверен, что его вводят в заблуждение по ситуации на Северном Кавказе. Чиновник всегда хочет угодить шефу. И он ему пишет: «Какой вы великий, как все хорошо!» Это и мне бы понравилось, это любому человеку нравится. Но надо слушать не те вещи, которые нравятся... Сегодня Россия -- машина без тормозов. Куда нажмет водитель, туда и поедет.
Беседовал Дмитрий КОМИССАРОВ