Время новостей
     N°237, 25 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2002
Игра на раздувание
Банки готовятся показывать свои реальные капиталы
Банк России завершает согласование инструкции, предназначенной для борьбы с раздуванием уставных капиталов, а это значит, что наступающий 2003 год ознаменуется сильнейшей головной болью для топ-менеджмента и бухгалтерского состава коммерческих банков. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов надеется, что новая редакция положения 159-П «О методике расчета собственных средств», которая вводит понятие ненадлежащих источников формирования капитала, заставит банки заменять фиктивную часть «уставника» реальными деньгами. Банкиры и аудиторы в свою очередь уверены, что документ приведет к появлению новых схем и постепенному слиянию «серых операций» с нормальными сделками. «В 2003 году наши бухгалтеры будут получать более высокие зарплаты», -- говорит в этой связи представитель крупного банка.

Наполнение уставных капиталов воздухом -- одна из основополагающих традиций банковского бизнеса. Пик «раздувания» пришелся на период, предшествующий 1998 году, когда в ряду многочисленных схем практиковалось и взаимное участие банков в капиталах друг друга (с последующим выводом «уставных» средств). После кризиса Центробанк принял несколько нормативных актов, противодействующих «раздуванию», однако «серые схемы» присутствуют в новых эмиссиях (особенно у средних банков) и по сей день. Накачанными остаются уставные фонды и у ряда представителей «первой десятки». «По моим оценкам, раздуванием занимаются до 60% банков», -- говорит г-н Козлов. «А доля фиктивных средств в их капиталах варьируется на уровне 20--60%», -- добавляет партнер аудиторской фирмы ФБК Алексей Терехов.

Причин для «раздувания» немало. По словам г-на Терехова, «банки традиционно испытывают трудности с привлечением инвесторов уже потому, что рентабельность их операций ниже, чем в других сферах бизнеса». Кроме того, желание поучаствовать в банке у инвестора могут отбить требования Центробанка к финансовому положению акционеров и процедуры по согласованию покупки крупных пакетов. Вместе с тем основные нормативы ЦБ -- достаточность капитала, ликвидность, риски на одного заемщика -- привязаны именно к показателю объема капитала (собственных средств). «Накачка» производится банками в основном для увеличения масштабов операций, ограниченных нормативами, то есть кредитования, вложений в ценные бумаги и т.д.», -- поясняет ведущий аналитик банка «Зенит» Сергей Насидзе.

Главная идея раздувания капиталов, не меняющаяся уже много лет, заключается в оплате новых акций из уже существующих собственных средств или средств клиентов. Обычно это происходит так: сначала компания-акционер финансирует эмиссию банка, предоставляя ему реальные денежные средства, а затем -- после регистрации эмиссии в ЦБ -- эти средства из банка выводятся в форме кредита, который может никогда не вернуться. Если же денег у потенциального акционера нет и никогда не было (обычно это фирмы-пустышки, создаваемые специально для владения банком), банк сам предоставляет ему необходимую сумму также через бездоходный и безнадежный по сути кредит. Для этого банкиры придумали несколько методик, которые маскируют финансирование владельцев банка сверх нормативов Банка России. Простейшие из этих схем сводятся к выдаче кредита (разумеется, бездоходного и необеспеченного), который проходит через цепочку аффилированных или дружественных фирм и в итоге попадает к акционеру. Часто для этого используются неликвидные векселя -- без доходности и всякого обеспечения, в связи с чем самые грубые схемы «накачки» часто называют «вексельными».

Впрочем, в последние годы банки отдают предпочтение более изящным сделкам, которые оставляют меньше следов в балансе. По мнению руководителя банковского направления РА «Интерфакс» Михаила Матовникова, «одна из самых интересных схем предусматривает выдачу кредита малоизвестным банкам, которые в свою очередь кредитуют фирму-акционера». В качестве банков-посредников при этом используются офшорные кредитные организации или просто банки-фантомы. Кроме того, существуют отдельные схемы, когда акционером банка становится офшорная фирма, внесшая в капитал средства, полученные за границей в результате фиктивных расчетов. «У всех этих схем есть свои признаки, -- поясняет Матовников, -- например, рост кредитного портфеля или остатков на корреспондентских счетах на момент эмиссии. Однако применительно к конкретным банкам однозначно говорить о фактах раздувания нельзя. Чаще всего речь идет именно о подозрениях». Впрочем, по слухам в банковских кругах, Центробанк уже давно пытается отслеживать существующие схемы и описывать их в специальных внутренних документах.

По словам Андрея Козлова, в наступающем году чиновники ЦБ будут выявлять случаи «накачек» и требовать от банков замены фиктивных капиталов реальными. В противном случае на Неглинной обещают публиковать свою оценку собственных средств банка, исходя из которой будет рассчитываться и норматив достаточности капитала. «Если по нашей оценке он составит меньше требуемых 2%, мы будем отзывать лицензию у банка-нарушителя», -- говорит г-н Козлов.

«Под угрозой отзыва лицензий окажется порядка 15% банков, -- считает г-н Насидзе из «Зенита». -- С другой стороны, это может не означать реальный отзыв лицензии для большинства из них, поскольку критерии выявления схем недостаточно определены в новой редакции инструкции». Член правления другого банка на условиях анонимности выразил точку зрения о том, что «проблемы с нормативами возникнут у многих банков за пределами первой сотни». Впрочем, определенные беспокойства новая инструкция ЦБ вызывает и у крупнейших кредитных организаций, которые традиционно скупо комментируют проблему «раздувания». Так, высокопоставленный представитель Альфа-банка сообщил газете «Время новостей» через пресс-службу, что банк уже не раз выступал «на тему офшоров и борьбы с ними» и не хочет повторяться.

Неофициально банкиры критикуют инициативу ЦБ за неэффективность и «расплывчатость», и в этом с ними отчасти согласны аудиторы. Алексей Терехов из ФБК уверен: «Путь, который избрал Банк России, подталкивает коммерческие банки придумывать все более изысканные схемы, и в конечном итоге мы можем получить ситуацию, когда фиктивные операции будет невозможно отличить от действительных операций». Эксперт указывает на другие возможности регулирования, которые может использовать ЦБ в своей борьбе. Дело в том, что использование схем приводит к снижению эффективности капитала, поясняет он, и ЦБ мог бы использовать это, например, требуя от банков создавать резервы на возможные потери по бездоходным векселям или кредитам. Кроме того, говорит Терехов, ЦБ должен продолжить работу по снижению объема регулирования и повышению рентабельности банковских операций. Это может снять необходимость в раздувании.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ