|
|
N°237, 25 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лес должен расти на инвестициях
Глава правительства Михаил Касьянов вчера на встрече с представителями лесопромышленного комплекса стран обсудил результаты деятельности отрасли в 2002 году. Предварительные данные о росте производства (3--12% по разным подотрослям) внушают оптимизм. Однако по-прежнему не решены долгосрочные вопросы: дальнейший рост производства, приток инвестиций в ЛПК, изменения в Лесной кодекс России и -- самое главное -- появление государственной политики в области лесопромышленного комплекса. О том, как проходило обсуждение этих проблем с премьер-министром, корреспонденту газеты «Время новостей» Дмитрию ПОНОМАРЕВУ рассказал председатель совета директоров компании «Континенталь-менеджмент» Николай МАКАРОВ.
-- В чем была суть разговора?
-- Глава правительства подводил итоги года в российской лесной отрасли. В конце июня было принято правительственное постановление «Основные направления развития лесной промышленности России». Прежде всего обсуждалась эффективность реализации этой программы. Так, согласно «Основным направлениям...» к 2015 году объем производства в отрасли должен увеличиться в 3,5 раза. Поэтому вполне логичным был вопрос, за счет чего мы можем добиться таких результатов? Ответ прост: только за счет притока инвестиций.
-- И как же их привлечь? Обычно это практикуется лишь в виде связанных кредитов...
-- Проблема на самом деле шире. Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность, нужна внятная и четкая государственная промышленная политика. Нужно реформировать и законодательство -- не секрет, что доставшийся в наследство от СССР Лесной кодекс устарел. Сейчас речь идет уже о принятии нового кодекса, поскольку в ходе работы над старым практически половина его положений уже изменена. Кроме того, необходимо изменять таможенное и судебное законодательство.
-- Целесообразно ли желание лесопромышленников создать специализированное федеральное ведомство, ведь есть Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров?
-- Союз -- это общественная организация, функционирующая по иным принципам, нежели государственный федеральный орган. Что касается необходимости, ведь существует же Министерство энергетики. Чем лесная отрасль хуже нефтяной или газодобывающей?
-- По поводу таможенного законодательства: как вы полагаете, когда будут приняты ограничения на вывоз из России круглого леса? Ведь от продажи кубометра кругляка прибыль составляет лишь 40--50 долл., тогда как кубометр пиломатериалов стоит уже 120--140 долларов?
-- Этого я не знаю, но уверен, что рано или поздно такое положение обязательно введут. К примеру, соседний Китай ввел ограничения на экспорт круглого леса плюс ограничил вырубку лесов в некоторых районах. Одновременно он упростил процедуру ввоза кругляка из России. В итоге сейчас лесопильные мощности в той же Иркутской области практически простаивают, а все сырье -- не менее 6--8 млн кубометров -- уходит за границу. Безусловно, для России такая ситуация невыгодна.
-- Какие меры можно было бы принять для повышения инвестиционной привлекательности?
-- Использовать лес как залоговую стоимость. То есть если у меня есть мощности, которые стоят, допустим, 1 млн долл., плюс лес, который стоит 2 млн, то я могу рассчитывать уже на 3 млн инвестиций. Но для этого нужно прописать в Лесном кодексе, что срок аренды лесосек должен быть не меньше 49 лет, а может, и больше. Смысла давать лес в аренду на меньший срок я не вижу -- такие арендаторы вряд ли будут заботиться о лесе.
Беседовал Дмитрий ПОНОМАРЕВ