В Туркмении ровно месяц спустя после так называемого
покушения на президента страны набирает обороты организованная властями кампания по отмене моратория на смертную казнь. На собраниях «трудовых коллективов» требуют публичной казни «преступников», посягнувших на самое дорогое, что есть у туркмен, -- «на горячо любимого и драгоценного, мудрого и справедливого, пожизненно великого Сапармурата Туркменбаши». Нет сомнений, что 30 декабря на заседании Народного совета Туркмении, несмотря на «сопротивление Великого Сердара», решение о возобновлении применения смертной казни будет принято единогласно.
Это вызывает серьезную озабоченность ОБСЕ. На днях американский дипломат Дуглас Дэвидсон, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ, заявил, что США «озабочены характером расследования инцидента», а в особенности «сообщениями, что признания выбивались пытками». «Лица должны арестовываться на основе доказательств участия в самом нападении, а не на подозрении в связях с оппозиционными организациями или личностями, -- сказал г-н Дэвидсон. -- Мы озабочены тем, что члены семей подозреваемых также были арестованы». По инициативе США ОБСЕ готовится задействовать «московский механизм» (параграф 12 принятого в 1991 году в Москве документа) и послать в Туркмению миссию экспертов для сбора фактов и изучения «доказательств» участия в инциденте задержанных туркменскими властями лиц.
В ОБСЕ особенно подчеркивают, что им известно о пытках, применявшихся по отношению к арестованному в Ашхабаде бывшему министру иностранных дел Туркмении и бывшему послу в ОБСЕ Батыру Бердыеву. На условиях анонимности один из западных дипломатов сообщил газете «Время новостей», что у него есть неопровержимые свидетельства того, что Бердыева жестоко избивали, надев на голову пластиковый мешок.
Вчера в редакцию позвонила сестра одного из главных «заговорщиков», бывшего туркменского вице-премьера Бориса Шихмурадова, Лариса. Она рассказала, как издеваются туркменские чекисты над их 85-летней матерью, проживающей в Ашхабаде. Уверенные в том, что Шихмурадов находится где-то в Туркмении, они требовали от нее адреса, телефоны и даже фотографии. «Мы знаем, что он здесь, мы перероем всю туркменскую пустыню и найдем его», - говорили чекисты. Разумеется, весь смысл подобных «оперативных мероприятий» состоит в примитивном шантаже и запугивании близких родственников «преступников». Ведь даже туркменские начальники не могут не понимать, что будь Шихмурадов действительно в Туркмении, он не стал бы посвящать старушку-мать в свои планы.
Впрочем, спецслужбы Туркменбаши в обстановке тотального политического психоза охотятся не только на «заговорщиков». 23 декабря, по сообщению правозащитного центра «Мемориал», в Ташаузе задержан и отправлен в Ашхабад активист местного экологического клуба Фарид Тухбатуллин. Он обвиняется в участии в конференции «Права человека и проблемы безопасности в Туркменистане», организованной «Мемориалом» и Международной Хельсинкской федерацией 3--4 ноября в Подмосковье, на которой присутствовал и ваш корреспондент.
Официальные российские представители пока уклоняются от оценок того, что происходит в Туркмении. Единственным исключением стали сказанные вчера слова спикера Госдумы Геннадия Селезнева. «Я знаю, что была попытка покушения на президента Туркмении, -- с целью ли государственного переворота или с какой другой целью, сказать трудно...» -- заявил спикер и добавил: «Туркмения -- получлен СНГ и полузакрытая страна». Так что какую такую «другую цель» преследовали организаторы событий 25 ноября, в Москве предпочитают не говорить.