|
|
N°237, 25 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Регионам выпишут налоговые паспорта
Механизм федеральной помощи регионам через год может стать более справедливым. Если МНС сдержит обещание завершить в 2003 году введение налогового паспорта субъекта федерации в каждом регионе, то уже с 2004 года расчет трансфертов будет производиться по иной, нежели сейчас, формуле. Как заявил вчера на пресс-конференции глава департамента анализа и планирования налоговых поступлений МНС Рубен Саакян, в некоторых регионах, в частности в Рязанской, Волгоградской областях и Краснодарском крае, налоговая паспортизация уже проведена. Хотя паспортизация регионов ведется Минфином, Минэкономразвития и МНС уже с 2000 года, заинтересованные ведомства активизировали эту работу лишь сейчас, когда стали осознавать, во сколько обходится бюджету неверная оценка налогового потенциала региона.
Три последних года из федерального бюджета на помощь бюджетам других уровней тратилось почти 70% расходов. Ежегодно размер финансовой помощи регионам растет, однако сократить разрыв между бедными и богатыми регионами это не помогает. Наоборот, неравенство между ними с каждым годом увеличивается. Если в 1999 году на трансферты было потрачено 1,39% ВВП, в 2002-м -- 1,46% ВВП, то в 2001-м -- 2,5% ВВП
Еще в 2000 году Минфин, видя, что выделение трансфертов не достигает своей цели (выравнивания бюджетной обеспеченности регионов), усмотрел и главного виновника «разбазаривания» федеральных денег -- несовершенную формулу расчета трансфертов.
Основа этой формулы -- налоговый потенциал региона. Если регион обладает большой налоговой базой, но собирает налогов меньше, чем ему положено по формуле, то трансфертов он не получит. С одной стороны, это справедливый подход. Если налогов собрали мало, значит, прилагали усилий меньше, чем соседи. С другой стороны, единая для всех регионов система расчета налогового потенциала, хотя и исключает субъективный подход, содержит в себе ряд порочных компонентов. К примеру, присутствующий в формуле показатель «валовый региональный продукт» позволяет измерить объем добавленной стоимости, произведенной на территории региона каждой из отраслей. При этом совершенно не учитывается, что ряд отраслей, к примеру оборонка, имеет по налогам федеральные льготы. Не вполне адекватно учитывает система расчета налогового потенциала и количество отраслей, дающих регионам доход. Некоторые высокодоходные отрасли, к примеру алкогольная, не учитываются отдельной цифрой, что существенно занижает налоговый потенциал региона.
Наконец, расчет налогового потенциала ведется сегодня по устаревшим данным, статистике Госкомстата трехгодичной давности. Именно поэтому для расчета трансфертов предлагается теперь использовать не только статинформацию, но и более оперативные данные налогового ведомства.
Как пояснил вчера г-н Саакян, налоговый паспорт будет состоять из 9 разделов и должен отражать не только поступления сборов по отраслям экономики региона, но и выпадающие доходы (которые ныне теряются в результате предоставления налогоплательщикам рассрочек и отсрочек), а также налоговая нагрузка, рассчитанная на валовой региональный продукт. Более того, налоговый паспорт позволит прогнозировать поступления налогов с учетом возможного изменения налогового законодательства. Обновление данных в налоговых паспортах будет проходить с периодичностью два раза в год.
Ирина СКЛЯРОВА