Время новостей
     N°237, 25 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2002
Серебрянокамерная столица
Открылась выставка участников конкурса на лучший фоторепортаж о Москве
В январе мы узнаем, какой фоторепортаж о Москве признают лучшим. «Серебряная камера - 2002» будет вручена победителям в трех номинациях: «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». Работы претендентов можно увидеть на выставке в Московском Доме фотографии. Помимо премий, которые в третий раз будут вручать организаторы конкурса -- правительство Москвы и Дом фотографии, свои призы на этот раз учредил Альфа-банк.

Как обычно, в деятельности Московского Дома фотографии впечатляют цифры. На конкурс было представлено почти четыре тысячи фотографий. В два раза больше, чем в прошлом году, в пять раза больше, чем в позапрошлом. Работы приняли от двухсот фотографов, отказали восьмидесяти. В экспозицию вошло около семи сотен работ. Они заняли все три этажа Московского Дома фотографии. Выставка, к счастью, в два раза больше не стала. Возросло лишь число работ, которые остались за кадром. Фотографий слабых, неряшливых по форме и странных по существу заметно меньше прежнего. Пространство раздвинулось, выставка перестала быть смотром достижений московского правительства. Фотографии можно разглядывать и даже получать удовольствие, не спотыкаясь о работы, попавшие в экспозицию совершенно случайно. Организаторы почти непринужденно справились со своей задачей. Очевиден профессиональный рост сотрудников Дома фотографии (конкретно координатора конкурса Нины Левитиной).

Лучше всего выглядит архитектурная номинация. Ширятся ряды освоивших архитектурную съемку фотографов. Ракурсы Родченко (основоположника), университеты Аввакумова (радетеля российской архитектурной фотографии) и патронат Лужкова (радетеля московской архитектуры) стимулировали невиданное для России качество архитектурной фотографии. Радует, что могут наши фотографы снимать и в стиле звездных 1930-х, и уравновешенных 1950-х, и оттепельных 1960-х, и застойных 1980-х. Грамотно, стильно, с правильных точек. Вечные ценности -- шедевры конструктивизма, например, на выставке представлены столь же эффектно, как и украшения, появившиеся на теле столицы совсем недавно. А мерзкий смог поэтично трактован как дополнительный изобразительный элемент и даже «Дым времени» (Георгий Колосов). Откровенно комплиментарных фотографий с башенками и фонариками в этом году немного. Как показал опыт прошлых лет, фотографии этих красот в пафосном стиле чаще всего не выдерживают никакой критики. Сию твердыню одолевают в этом году только опытные Николай Рахманов -- в имперском стиле, и Александр Абаза -- в романтическом. Повторяя многократно пройденное, оба органично включают лужковские шедевры в свои перечни высоток (Абаза) и сувениров (Рахманов).

Принципиальной нефотогеничности современной московской архитектуры уже не стесняются («Третье кольцо» Галины Москалевой) или ловко маскируют ее в безличном стиле технологических достижений («Москва» Михаила Розанова). Стройки остаются источником подлинного вдохновения для тех фотографов, которые еще и художники. На фоне многочисленных фотографий про красный цвет особенно выигрышно смотрится серо-зеленая «Стройка» Семена Файбисовича. Из молодых хороша Юлия Орентлихерман. Ее «Овощебаза» расфасована легко и современно, средствами одной только фотографии.

Номинация «События и повседневная жизнь» самим названием делит фотографов и их работы на две неравные части. «События» требовали скорой реакции и адекватного воспроизведения происходящего. Реакция все еще оставляет желать лучшего. Организаторов не завалили снимками героев-теннисистов и впервые прибывшей в Россию Серебряной салатницы -- главного теннисного трофея. Это событие -- яркое и важное -- представлено только одной не самой выразительной серией. Так же как и побоище на Манежной. Что же до самого трагического происшествия нынешнего года -- захвата «Норд-Оста», то директор Дома фотографии Ольга Свиблова не стала ждать милостей от фотографов, а активно способствовала их появлению в конкурсе, справедливо полагая, что без них фотографический год не был бы полон. «Норд-Осту» отвели целый этаж. Жест верный с содержательной точки зрения не был оправдан представленными фотографиями. Нет в них ни страха, ни шока, ни ужаса, ни жалости. Просто репортаж. Люди, лица, цветы, спецназ. Шокируют только фотографии позирующего спецназа (со смазанными для маскировки лицами) в памятном зале (Анатолий Жданов, «Комсомольская правда»).

В «Повседневной жизни» два лидера -- «Моя Москва» Сергея Браткова и «Учитесь танцевать» Тофика Шахвердиева -- выделяются профессионализмом и редкими для российской фотографии качествами -- связностью замысла и простотой исполнения.

Категория «Лица», как и прежде, близка к катастрофе. Не любят, не видят, не ценят наши фотографы индивидуальность -- ни свою, ни чужую. Одни и те же лица знаменитостей в разнообразных ракурсах и интерьерах, в разное время дня и ночи одинаковы, как и лица незнаменитостей в аналогичных ракурсах и более скромных интерьерах. Расчетливым холодом веет от сделанной для журнала «Афиша» серии Игоря Мухина (пребывающего на «Серебряной камере» в статусе живого классика) «Москва днем и ночью». От остальных лиц веет холодом нерасчетливым, то есть безразличием. Актеры и телезвезды принимают эффектные позы совершенно напрасно. Лиц нет, есть подписи под фотографиями. Кроме ледяных мифов, знаменитостей Игоря Мухина, из общей массы фотографий, использующих два принципа -- глянцевый (для людей известных) и бытовой (для неизвестных), -- выделяется серия «У нас была Великая Победа» Валерия Щеколдина. Только лица на ней очень недобрые.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ