Сегодня критический день
всероссийской голодовки авиадиспетчеров. События дошли до такой точки, что теперь трудовой конфликт должен либо быстро угаснуть (хотя бы на время), либо серьезно нарушить воздушное сообщение в стране. Вчера конфликтующие стороны несколько снизили тон публичных заявлений в адрес друг друга, но, по сути, остались на прежних позициях.
Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» вчера заявила, что готова к изменениям расписания и маршрутов в случае, если голодовка диспетчеров продолжится. Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что из-за предыдущей голодовки диспетчеров в Омске в начале декабря компания уже перекраивала маршруты, «накрутив» в результате 40 лишних летных часов общей стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Вчера к вечеру Омск полностью закрылся из-за новой голодовки диспетчеров, и «Аэрофлот» пристально следит за развитием событий там. Г-н Кошляков сказал, что критическими будут ночь и сегодняшний день, когда на третьи сутки голодовки медики начнут отстранять диспетчеров от работы по состоянию здоровья.
Лидер акции -- президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалев -- тоже предсказал газете «Время новостей», что перелом наступит в ближайшие сутки. По мнению Ковалева, если власти не пойдут на уступки, воздушное пространство страны может быть разорвано на две части по линии Омск--Ханты-Мансийск--Сургут (которая совпадает с течением рек Иртыш и Обь). Персонал всех этих центров подходит к третьему, критическому дню голодовки. Между тем к акции присоединяются новые коллективы диспетчеров. К концу вчерашнего дня, по данным Ковалева, не ели работники 43 центров управления воздушным движением, контролирующих в общей сложности 30% воздушного пространства России. (Правда, важнейшие и наиболее загруженные центры Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга к голодовке не примкнули.)
Вчера в здании Государственной корпорации по организации воздушного движения (ОВД) прошла совместная пресс-конференция руководства этой структуры, стоящей над ней Государственной службы гражданской авиации, ФПАД и поддерживающего его Профсоюза авиационных работников радиолокации, радионавигации и связи России. На ней руководитель департамента госрегулирования ОВД ГСГА Юрий Мелешко сообщил, что новый раунд переговоров с профлидерами назначен на сегодня. А глава ГСГА Александр Нерадько высказал надежду, что решение конфликта авиадиспетчеров с работодателями может быть найдено "в ближайшие один-два дня".
Впрочем, то, что участники пресс-конференции сказали по сути своих позиций, не дает повода надеяться на примирение. Ковалев слово в слово повторил то, что говорил в предшествующие дни: голодовка -- акт отчаяния трудящихся, иные средства воздействия на власти исчерпаны, следовательно, акция будет продолжаться столько, сколько понадобится для полной победы. А Нерадько подсчитал, что на полное удовлетворение требований диспетчеров (они требуют удвоить зарплату в три приема: треть немедленно, треть -- в первом полугодии 2003 года и треть -- во втором) требуется изыскать 120 млн долл. в год. «Таких денег у нас не будет ни завтра, ни послезавтра, ни через полгода», -- прямо сказал руководитель ГСГА.
Ковалев, со своей стороны, располагает фактами, что необходимые средства система ОВД зарабатывает, но они «растворяются где-то в верхах», не доходя до рядового диспетчерского персонала. Во всяком случае так он заявил вчера корреспонденту газеты «Время новостей».