|
|
N°237, 25 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парашют от Германа Грефа
Глава МЭРТ считает, что через десять лет Россия станет Европой
Напрасно президент весной этого года критиковал правительство за неамбициозные планы на будущее. Судя по вчерашнему выступлению Германа Грефа, Министерство экономического развития твердо намерено сравнять Россию не с Китаем и даже не с Португалией, а с самыми развитыми странами мира. «Правительственные реформы должны в итоге привести к тому, что через десять лет условия ведения бизнеса в России будут такими же, как в странах Евросоюза», -- заявил Герман Греф. Правда, на то, чтобы сравняться со Старым Светом по уровню жизни, времени понадобится значительно больше. Главными приоритетами следующего года, по мнению г-на Грефа, должны стать диверсификация экономики и снижение налогового бремени. Только таким образом можно обеспечить высокие темпы экономического роста. Сейчас, по словам г-на Грефа, «мы движемся в хорошем темпе, но не в оптимальном».
Предварительные оценки результатов этого года, по словам министра, оказались лучше, чем все прогнозы (рост промышленного производства составил около 4%, рост ВВП -- 4,1%), но в долгосрочной перспективе, если не произойдет структурных изменений в экономике, ситуация будет ухудшаться. Ровно наполовину рост ВВП обеспечен за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Упоминать о зависимости российской экономики от трубы и необходимости развития перерабатывающих отраслей, сказал г-н Греф, «даже неудобно». Тем не менее 70% прироста промышленного производства дали цветная металлургия, топливная и пищевая промышленность.
Вторым серьезным фактором стал рост денежных доходов населения. Но, как пояснил замминистра Иван Матеров, это связано с опережающим ростом заработной платы по сравнению с производительностью труда и продолжаться долго не может.
А значимость такого важного фактора, как инвестиции, наоборот, снизилась. По оценке г-на Грефа, они в итоге дадут не более 10% вклада в ВВП. Снижение объемов инвестиций является общемировой тенденцией, но в России этот фактор усугубляется еще слишком высокими затратами бизнеса. В ситуации, пояснил г-н Греф, когда у Китая, главного конкурента России на рынке мировых инвестиций, средняя налоговая нагрузка составляет 19% ВВП, а в России -- свыше 40%, рассчитывать на их рост не приходится. Поэтому у правительства просто нет иного пути, кроме снижения налоговых ставок. Позиция МЭРТ сводится к тому, что ежегодно налоговая нагрузка должна уменьшаться не менее чем на 1% ВВП. Причем лучше стимулировать экономический рост и платить по долгам из дополнительных доходов, чем возвращать долги, сохраняя действующие ставки налогов.
Предполагаемое создание стабилизационного фонда не повредит, а, наоборот, поможет налоговым новациям. Как пояснил замминистра Аркадий Дворкович, скорее всего возможность создания фонда появится в 2004 г. Вероятно, он будет формироваться за счет увеличения налога на добычу природных ресурсов в случае повышения мировых цен на энергоносители либо за счет внешних заимствований, которые заменят старые дорогие долги. Фонд может пригодиться и для покрытия расходов, возникающих из-за сокращения доходной части бюджета, вызванной отменой некоторых налогов.
Помимо этого стране срочно необходимы реформы естественных монополий, судебной системы и госслужбы. Причем чем больше будут затягиваться реформы, предостерег Герман Греф, тем дольше придется отказываться от амбициозных прогнозов экономического роста. Всего глава МЭРТ на следующий год определил шесть главных направлений реформы -- госслужба, налогово-бюджетная сфера, институциональные реформы, диверсификация экономики, повышение открытости экономики и формирование эффективной системы социального страхования, в первую очередь медицинского.
Особенно важно, на взгляд министра, повышать открытость экономики, причем делать это необходимо быстрее, чем меняется внешнеэкономическая конъюнктура. Для этого следует опять-таки снижать налоги, дебюрократизировать экономику и, как это ни страшно звучит в предвыборный год, проводить реформы естественных монополий. «Экономика как парашют -- работает только в открытом состоянии», -- образно выразился г-н Греф.
Вера СИТНИНА