Нефтяной конфликт между Россией и Ираком все больше приобретает скандальный оттенок. Вчера появились сообщения о том, что иракский министр нефти Амер Мухаммад Рашид предложил Москве передать контракт на разработку месторождения «Западная Курна - 2» «другой нефтекомпании» вместо ЛУКОЙЛа, с которым иракские власти несколько дней назад разорвали контракт. Анонимный представитель российского правительства в ответ выразился достаточно резко: «Информация о подобном предложении Ирака вряд ли введет российскую сторону в заблуждение, так как по сути дела это является попыткой своего рода «развести» и «кинуть» российскую сторону в довольно жесткой форме».
Иракская сторона уже много раз просила Москву «заменить» ЛУКОЙЛ на какую-либо другую компанию. В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Багдад председателя комиссии по сотрудничеству с Ираком Юрия Шафраника, и вице-премьер Тарик Азиз, и многочисленные министры подтвердили свою позицию: ЛУКОЙЛ не устраивает их как участник переговоров с американцами и как оператор проекта, который не ведет разработку месторождения. Но «Западная Курна - 2», по мнению иракской стороны, -- это месторождение для россиян, и именно по этой причине они предлагают Москве заменить компанию. Однако чиновник Белого дома заявил вчера: «Нет никаких гарантий, что Ирак не проделает то же самое в отношении и других нефтяных компаний России. С учетом того, что нефтяных компаний в России много, этот процесс может длиться до бесконечности. Поэтому особых иллюзий в отношении Ирака в Москве не строят».
Кроме того, очевидно, что ни одна российская компания не заменит ЛУКОЙЛ в Ираке. Во-первых, для реализации этого проекта требуются немалые инвестиции. В интервью газете «Время новостей» глава «Зарубежнефти» (наряду с ЛУКОЙЛом входит в консорциум, разрабатывающий месторождение, и имеет в нем долю в 3,25%) Николай Токарев заявлял, что «Западная Курна» -- уникальное месторождение, таких в мире единицы, там нужны миллиардные инвестиции, и такие финансовые вложения требуют согласования с ООН». А во-вторых, для вхождения нет правовых оснований -- расторгнуть соглашение о разделе продукции с ЛУКОЙЛом может лишь женевский арбитраж, а ЛУКОЙЛ, как неоднократно заявлял его президент Вагит Алекперов, желает урегулировать конфликт во внесудебном порядке. К тому же, как говорит представитель одной из нефтяных компаний, «вряд ли у кого-либо возникнет желание переходить дорогу ЛУКОЙЛу». Это косвенно подтверждает отказ даже говорить на подобную тему представителей всех крупных российских нефтяных компаний, в том числе и государственной «Роснефти» (у которой после неучастия в приватизации «Славнефти» должны остаться 2,5 млрд долл. -- такие деньги она якобы готова была выложить за акции этой компании).
Очевидно, что в сегодняшних условиях любая крупная компания, прежде чем начать работу в Ираке, будет вести консультации с Америкой на предмет работы в «постсаддамовскую» эру. ЛУКОЙЛ не стал исключением, в том числе потому, что в состав его акционеров входят компании США. Оттого и пострадал. Впрочем, сейчас российско-американская дружба «перевешивает» российско-иракскую, и этим можно объяснить столь резкую реакцию Москвы на предложение Багдада. И раз уж она последовала, то, надо полагать, изменена уже не будет.
Месторождение «Западная Курна - 2» является одним из самых крупных в Ираке. Затраты на его разработку оцениваются в 6 млрд долл. Предполагаемые запасы нефти составляют 20 млрд баррелей. Консорциум, состоящий из ЛУКОЙЛа (68,5%), государственных российских «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и министерства нефти и газа Ирака (25%), в марте 1997 года подписали соглашение о разработке «Западной Курны - 2» на условиях СРП. Срок действия соглашения установлен до 2020 года. Основные работы не начинались из-за того, что они запрещены санкциями Совета Безопасности ООН.