|
|
N°236, 24 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самое оптимистичное ведомство
Таможенный комитет подвел итоги года
В понедельник российские таможенники объявили о том, что они со своей стороны подготовили все для того, чтобы страна в 2003 году вступила в ВТО. И будут впредь прилагать все усилия для того, чтобы на переговорах о включении России в ВТО у западных стран не возникало вопросов хотя бы по поводу состояния российской таможни.
Если бы в конце года был устроен конкурс на самое оптимистичное ведомство, его выиграл бы, безусловно, ГТК. Наверняка всем успела запомниться многократно повторенная фраза главы ГТК Михаила Ванина, что, затрачивая на каждого таможенника 1 руб., государство получает 7 руб. дохода и что таможня обеспечивает 40% всех поступлений в бюджет. Сегодня же, акцентируя внимание на вступлении в ВТО, ГТК имеет шансы прослыть одним из самых последовательных сторонников активизации переговоров (в отличие от ряда других ведомств, которые, приводя десять аргументов в пользу вступления в ВТО, тут же приводят пять аргументов против).
Таможенники считают, что у западных коллег к работе таможни не должно быть претензий. Как говорят в ГТК, ежедневно на российских таможнях задерживается по 50 контрабандистов, занимающихся наркоторговлей, вывозом оружия и антиквариата. Однако, по мнению европейских стран, российской таможне еще есть над чем поработать. К примеру, над ускорением времени оформления документов на пропускных пунктах. И над тем, чтобы увеличить количество этих самых пунктов. Ведь вступление России в ВТО грозит значительным увеличением торговых потоков.
Придется таможенникам также поделиться своими полномочиями с пограничниками. Для отлова контрабандистов подобный двойной контроль, возможно, эффективен. Но у добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности взаимное дублирование функций этих структур вызывает вполне объяснимое раздражение.
Затягивание с принятием Таможенного кодекса, вопреки распространенному мнению, вовсе не главное препятствие, мешающее признать российское законодательство соответствующим мировым требованиям. По словам зампредседателя ГТК Леонида Лозбенко, кодекс может быть как угодно хорош, главная же проблема в том, чтобы обеспечить выполнение его требований на любом таможенном пункте -- и в Петербурге, и на Сахалине.
Ирина СКЛЯРОВА