|
|
N°161, 03 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выгодная партия
Владимир Крамник -- 14-й чемпион мира по шахматам
«Он не просто забавляется шахматами, он священнодействует», -- сказано у Владимира Набокова про знаменитого игрока в его знаменитом романе «Защита Лужина». Пожалуй, именно такой характеристики заслуживает любой из мастеров древней игры, достигший в своей карьере главной вершины -- звания чемпиона мира. До вчерашнего дня в мировой истории было 13 таких людей. 25-летний россиянин Владимир Крамник, выигравший в Лондоне поединок у своего именитого соотечественника Гарри Каспарова со счетом 8,5:6,5, стал четырнадцатым. Ничья в 15-й партии, сделавшая Крамника чемпионом, была зафиксирована на 40-м ходу или на 569-м с начала матча, стартовавшего четыре недели назад.
Здесь надо оговориться, что с легкой руки самого Гарри Кимовича, 15 лет назад взошедшего на трон после грандиозной победы над Анатолием Карповым, титул лучшего шахматиста планеты в последние годы заметно потускнел. C одной стороны, правда была на стороне Каспарова, который в 1995 году вполне справедливо восстал против диктата в вопросах шахматного строительства Международной федерации (FIDE). А с другой -- гениальный игрок так и не стал крепким менеджером, так и не сумел в одиночку создать и поддерживать какую-либо стройную систему розыгрыша принадлежащего ему звания. Именно поэтому другие шахматисты оспаривали титул у Каспарова так редко и нерегулярно, что FIDE в свою очередь сумела в пику несговорчивому чемпиону несколько раз разыграть собственное первенство сначала в классическом матчевом варианте, а затем и по так называемой нокаут-системе. Однако рядом с Каспаровым язык не поворачивается назвать «чемпионом мира» Александра Халифмана, ставшего сильнейшим на последнем «нокаутирующем» турнире FIDE, но до того вообще никаких звезд с шахматных небес не хватавшего. Все те 15 лет, что Каспаров никому не уступал своего титула, он безусловно оставался сильнейшим в мире, неоднократно подтверждая свою силу и в редких матчах, и в многочисленных турнирах наивысшей категории. А своим преемником, между прочим, называл именно Крамника, с которым у Гарри Кимовича за шахматной доской сложились весьма непростые отношения.
И действительно, Владимир не только давно уже входит в список сильнейших топ-гроссмейстеров мира, стоит вторым в профессиональном рейтинг-листе и не раз побеждал на крупнейших турнирах. Он единственный, кто и до нынешнего матча имел положительный баланс во встречах с чемпионом мира. Крамник, как и Каспаров, мог сделать ошибку в отдельно взятой партии, мог уступить первенство в турнире, мог проиграть матч (и проигрывал, кстати, до этого и Гате Камскому, и Алексею Широву). Но, как и было сказано выше, «он не забавляется шахматами».
Крамник никого не боится за доской. Как-то во время престижнейшего турнира в голландском Вейк-ан-Зее он заметил по поводу своей долгой беспроигрышной серии: «А некому проигрывать. Черными я могу уступить только Каспарову и Ананду. А белыми вообще никому не проиграю...» К нынешнему матчу Владимир подошел в такой форме, что и Каспарову не проиграл ни разу. Ни белыми, ни черными. Правда, в субботу соперникам предстоит встретиться за доской еще раз, но и белый цвет, и титул чемпиона будет на стороне недавнего соискателя звания лучшего шахматиста мира. Которое он, безусловно, заслужил.
При этом надо отметить, что Гарри Каспаров к лондонскому матчу подошел не в самой лучшей форме. Особенно это было заметно в дебютных построениях большинства партий, где ранее ему не было равных. В нескольких партиях Каспаров предлагал Крамнику ничью, едва начав развитие фигур, чего с ним также не случалось.
Алексей Суэтин, гроссмейстер: «Когда несколько раз по ходу матча Гарри Каспаров быстро предлагал ничью, стало ясно, что, по сути дела, он смирился с утратой шахматной короны, которой уверенно владел 15 лет. Увы, в этом поединке Каспарову ничем не удалось порадовать своих поклонников: его белый цвет был «холостым», а черными фигурами он дважды терпел поражения, и лишь чудо спасло его от разгромного счета».
Сергей Долматов, гроссмейстер: «Каспаров хорошо играл в турнирах последних лет, но на их фоне сейчас выглядит бледно. Конечно, Крамник -- неудобный для него соперник. Например, Михаил Таль не мог играть с Виктором Корчным. Вот и Каспаров имеет превосходство над всеми гроссмейстерами, однако достичь перевеса против Крамника ему не удается. Еще у Каспарова есть проблемы с секундантами: он испортил отношения со многими бывшими помощниками и попал в то же положение, что Анатолий Карпов накануне матчей с самим Каспаровым. Не всякий согласен работать с Каспаровым, зная его характер».
Мигель Ильескас (Испания), гроссмейстер, секундант Владимира Крамника: «День 13-й партии стал самым грустным для поклонников шахмат во всем мире. Гарри Каспаров, величайший шахматист в истории, похоже, утратил волю к победе в матче. Мог ли чемпион еще побороться? Думается, нет, поскольку Крамнику на финише достаточно было набрать всего очко в трех партиях».
Сергей Шипов, гроссмейстер: «Очевидно, что Каспаров сильно устал во время матча -- и в моральном, и в физическом плане».
Дмитрий ЛЕДАШИН, Виктор ХРУЩЕВ