|
|
N°236, 24 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Концепция расходов
МЭРТ считает, что федеральные программы неэффективны
Минэкономразвития очень хочет контролировать расходование средств в рамках федеральных целевых программ, мотивируя свое вполне объяснимое желание необходимостью оптимизировать траты государства на капитальные вложения. Как заявил вчера замминистра экономического развития Юрий Исаев, к апрелю будущего года будет разработан новый концептуальный подход к финансированию федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Бюджетные деньги на эти цели расходуются нерационально, убежден г-н Исаев, и существует несколько путей, как улучшить ситуацию.
В первую очередь, все инвестиционные деньги, заложенные в бюджеты министерств, должны быть сосредоточены в ФАИП, а контроль за их использованием следует поручить МЭРТ. Правительство, по словам г-на Исаева, поддерживает это предложение. Хотя вряд ли с ним согласятся те члены правительства, чьи интересы будут затронуты предстоящим переделом сфер влияния. По оптимистической оценке г-на Исаева, все деньги вместе с полномочиями перейдут МЭРТ от Минобороны, Минсельхоза и других ведомств уже к 2004 году.
Надо уходить от практики всеобщих согласований, убежден замминистра. В настоящее время для сокращения или отмены финансирования ФЦП необходимо получить разрешение заинтересованного ведомства. И все попытки оптимизировать бюджетные расходы превращаются в бесконечное перетягивание каната.
Необходимо менять и принципы расходования денег. Все ФЦП рассчитаны исходя из того, что на рубль бюджетных денег будет вложено 5--7 рублей из альтернативных источников (из местных бюджетов или за счет частных инвестиций). Однако, объясняет г-н Исаев, как правило, государство исправно финансирует объект, а больше никто не торопится вкладывать свои деньги. В результате и объект не удается достроить, и бюджетные деньги пропадают впустую. Отныне отчеты по совместному финансированию будут рассматриваться МЭРТ ежеквартально, а не по итогам года, как это было раньше. Причем если МЭРТ увидит, что государство опять выступает единственным инвестором, то финансирование будет приостанавливаться.
Всю «незавершенку» решено продавать или сдавать в аренду. А чтобы не плодить новую, на 2003 г. за счет ФАИП не запланировано ни одной новой стройки. На следующий год деньги пойдут на «вводные объекты», т.е. те, что уже достраиваются.
Каждая программа содержит раздел «экономическая эффективность», но этим показателем, признал г-н Исаев, интересуются в последнюю очередь. Теперь все будет иначе, и объяснения «нам очень нужно» больше приниматься во внимание не будут. Причем экономическую эффективность можно будет измерять не только в деньгах, но и, например, в вылеченных больных или выученных детях.
57% выделяемых средств составляют расходы социального характера. «ФАИП по-прежнему носит социальный характер, хотя по сути своей она призвана стимулировать инвестиции в экономику», -- заметил г-н Исаев. На его взгляд, государству следует больше вкладываться в строительство инфраструктуры, так как ни один частный инвестор не заинтересуется самым привлекательным проектом, если к нему не построена дорога.
Также, по мнению МЭРТ, необходимо прекратить практику, когда бюджетные деньги тратятся на проекты, которые могли бы быть профинансированы за счет частных инвестиций. Правда, г-н Исаев отказался уточнить, о каких именно стройках идет речь, туманно намекнув на область энергетики.
Впрочем, иного выхода, кроме как провести реформу государственных инвестиций, у правительства просто нет. Денег на следующий год выделено в пять раз меньше, чем требуется. Заявок, сопровождаемых поручением правительства, поступило на 270 млрд руб., а на финансирование ФАИП в бюджете запланировано всего 58,16 млрд.
Вера СИТНИНА