|
|
N°236, 24 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За «Оскаром»
Юбилейная, 75-я по счету оскаровская церемония ожидает нас только 23 марта, но атмосфера уже накаляется. Оскаровская гонка -- тщательно выстроенное трехмесячное шоу, напряжение в котором умело поддерживается многочисленными промежуточными наградами -- всякими там «Золотыми глобусами» и прочими призами, учрежденными ассоциациями кинокритиков и кинопрофессионалов.
Совсем свежее сообщение такого рода пришло вчера из Сиэтла, где местные критики выразили свое единодушное восхищение ретромелодрамой Тодда Хэйнса «Далеко от рая», назвав ее лучшим фильмом 2002 года. Хэйнс был признан лучшим режиссером и сценаристом; оператор Эд Лакман, мастерски стилизовавший неземной голливудский «текниколор» 50-х годов, назван лучшим оператором; 80-летний знаменитый кинокомпозитор Элмер Бернстайн тряхнул стариной и стал автором лучшей музыки к фильму, а Джулианна Мур, сыгравшая домохозяйку из предместья, чья налаженная жизнь распадается из-за любви к чернокожему садовнику (сюжет позаимствован из классической мелодрамы Дугласа Серка «Все, что позволит небо»), провозглашена лучшей актрисой года.
И все же «Далеко от рая» слишком далек от мейнстрима, чтобы стать главным претендентом на «Оскаров». Это стилизация, созданная без очевидной причины, из любви к старым фильмам и голубым машинам с такими навороченными крыльями, что, кажется, еще чуть-чуть -- и улетят в не менее голубое текниколоровское небо. Ассоциация иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде (она вручает «Золотые глобусы», по общему мнению уступающие в престиже лишь «Оскарам»), уделила фильму Хэйнса куда меньшее внимание. Судя по номинациям, объявленным в минувший четверг, лидером (восемь номинаций, в которые попали все исполнители главных ролей -- Рене Зельвегер, Кэтрин Зита-Джонс и Ричард Гир) является «Чикаго» Роба Маршалла -- амбициозная попытка возродить классический американский мюзикл.
Что же касается нью-йоркских критиков, то они неделю назад отдали пальму первенства драматической комедии «О Шмидте», которая хоть и дала возможность великому Джеку Николсону показать, на что он способен в свои 65, но совершенно разочаровала слабой и сентиментальной драматургией (слишком много видели мы фильмов о конфликте стареющих отцов и непослушных детей с неизбежным просветлением в конце). А по мнению Национального совета по кинематографии (National Board of Review of Motion Pictures), лучшим фильмом года являются «Времена» (Hours) Стивена Долдри (режиссер «Билли Эллиота»), в котором Николь Кидман сыграла роль Вирджинии Вульф.
Во втором эшелоне претендентов на «Золотые глобусы», «Оскары» и прочие кинопочести -- «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе (здесь высоки шансы у Дэниэла Дэй Льюиса -- главного злодея в этом масштабном гангстерском эпосе), вторая серия «Властелина колец» и «Адаптация» Спайка Джоунза, который пару лет назад уже успел «снести крышу» киноманам своим дебютом «Быть Джоном Малковичем».
В оскаровскую гонку, вполне вероятно, вмешается новый фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» -- криминальная драма-комедия о неуловимом мошеннике с незаурядными способностями к перевоплощению. Фильм выйдет в прокат на католическое Рождество, но критики уже успели заявить, что это одна из лучших ролей Леонардо Ди Каприо (он выдвинут на «Глобус» в категории «лучший актер в драме»). Высказывались предположения, что предоскаровский расклад радикально изменится с выходом в прокат (он также намечен на 25 декабря) многобюджетного блокбастера Роберто Бениньи «Пиноккио». Как и в фильме «Жизнь прекрасна» (три «Оскара» 1998 года), Бениньи присутствует в титрах и как режиссер, и как исполнитель главной роли, и как соавтор сценария. Но первые отзывы американской прессы показали, что тамошние критики наконец-то раскусили его фальшивый гуманизм и деланную веселость. Что ж, пусть настоящий звездный час Бениньи так и останется в далеком 1986 году, когда он сыграл итальянского мошенника в шедевре Джима Джармуша «Униженные законом».
Алексей МЕДВЕДЕВ