|
|
N°236, 24 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из них ослабнет кто-то - и небо упадет
Авиадиспетчеры голодают все сильнее
Переговоры властей с профсоюзом авиадиспетчеров, требующим резкого повышения зарплаты, вчера окончательно зашли в тупик. На решительный отказ удовлетворить свои требования диспетчеры ответили расширением масштабов голодовки, которую они проводят, не прекращая исполнять своих профессиональных обязанностей. Пока воздушное сообщение в России осуществляется как обычно. Так будет еще три-четыре дня, пока состояние здоровья голодающих не перестанет соответствовать строгим медицинским требованиям отрасли.
Государственная служба гражданской авиации (ГСГА -- профильное подразделение Минтранса) и Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) квартируют в одном и том же здании на Ленинградском проспекте. Но вчера стало очевидно, что в стенах этого здания урегулировать спор авиадиспетчеров с авиачиновниками не удается. Трудовой конфликт начал стремительно расползаться по стране.
Борис Кушнерук, генеральный директор Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ, вчера заявил, что исполнение требований голодающих приведет к банкротству системы. Эта позиция получила поддержку с самого верха. Министр труда Александр Починок заявил, что правительство не готово удовлетворить требования авиадиспетчеров. А анонимный высокопоставленный источник Интерфакса напомнил, что в этом году Минтранс успешно подавил всероссийскую забастовку портовых лоцманов. «Во всем мире есть практика замены авиадиспетчеров военным персоналом», -- прямо пригрозил источник.
Спикер Госдумы Геннадий Селезнев, правда, призвал правительство «оперативно отреагировать» на эти требования и даже сделал осторожный реверанс в сторону трудящихся, сказав: «Невозможно не учитывать специфику труда этих уникальных специалистов». Но на уровне практического руководства авиатранспортной отраслью навстречу диспетчерам сегодня был сделан только один небольшой шаг. Руководитель ГСГА Александр Нерадько предложил «дифференцировать» увеличение заработной платы по регионам в соответствии с местным уровнем потребительских цен и интенсивностью воздушного движения (от которой зависит напряженность работы диспетчеров). Очевидно, по мысли руководства ГСГА, это позволит в первую очередь облегчить положение наиболее полезных и нуждающихся сотрудников ОВД. Напомним, что еще 21 декабря Кушнерук распорядился по всей стране поднять зарплату диспетчерам на 15,72% с 1 января 2003 года. А ФПАД под руководством своего президента Сергея Ковалева требует 30-процентной прибавки, и немедленно.
Вчера в течение всего дня Ковалев сообщал, что в поддержку этого требования к голодовке присоединяются коллективы все новых центров ОВД по всей стране: от Благовещенска и Мирного до Нальчика. К концу дня, по данным Ковалева, голодали сотрудники 21 предприятия ОВД, контролирующего до 10% авиаперевозок страны. Причем помимо общих экономических лозунгов они выдвигали и специфические требования. Например, коллектив ГУП «Башаэронавигация» постановило добиваться признания за диспетчерами права на забастовку, которого они лишены в соответствии с Воздушным кодексом России.
Несмотря на размах протеста, руководитель департамента госрегулирования ОВД ГСГА Юрий Мелешко заявил, что полеты в воздушном пространстве России в понедельник выполнялись без сбоев и «опасений срыва полетов сегодня не имеется».
Ковалев полностью согласился с представителем противной стороны. По словам президента ФПАД, закрытие воздушного пространства начнется дня через три-четыре, когда медики начнут снимать с дежурства ослабевших от голода диспетчеров.
Степень возможного ущерба для воздушного сообщения пока трудно оценить. С одной стороны, система ОВД обладает высокой гибкостью. «Выпадение» одного центра управления можно компенсировать переориентацией самолетов на другой (что и регулярно делается в обычное время, скажем, в связи с погодными условиями). Кроме того, во всех «голодающих» предприятиях реально голодает все же не весь диспетчерский персонал, а от четверти до половины.
Однако ФПАД, судя по всему, настроена усиливать давление на власти, вплоть до полной победы. Именно в новогодний пик перевозок профсоюз имеет возможность нанести авиакомпаниям и авиатранспортной индустрии в целом наиболее болезненный урон. Вчера из городов Ханты-Мансийского округа, где голодовка началась на несколько дней раньше, чем в других регионах, пришли сообщения, что авиапассажиры на всякой случай в массовом порядке сдают купленные билеты.
Михаил КУКУШКИН