|
|
N°235, 23 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Шубин: В будущем году можно приступить к воплощению идеи «электронного правительства»
Более года назад было создано межфракционное депутатское объединение «Электронная Россия» для обеспечения законодательной поддержки внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИТК) в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002--2010 годы)». Возглавивший этот орган зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Александр ШУБИН рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Надежде КОСТЮК о первых итогах работы объединения.
-- Ваше объединение было создано для законодательной поддержки федеральной программы «Электронная Россия». Но складывается впечатление, что программа буксует из-за несогласованности на уровне исполнительной власти.
-- Согласен, довольно долго решался вопрос межведомственной координации по программе и создания соответствующих органов. Лишь к концу года структура управления была сформирована в нынешнем виде: дирекция программы, экспертный совет и межведомственная комиссия. Эта структура вполне отвечает задачам программы, а также существенно облегчает работу нам. Ведь взаимодействовать с каждым из 15 госзаказчиков программы (не говоря об исполнителях) весьма сложно.
Кроме того, надо более тщательно прорабатывать вопросы реализации тех или иных задач программы. Почти шесть месяцев понадобилось на ее доработку уже после принятия. Сейчас, правда, все участники программы заявляют, что смогут войти в график. Надеюсь, им это удастся.
Тем не менее большинство задач начального этапа было выполнено. Идет работа над нормативно-правовой базой в сфере ИКТ, проведены научно-исследовательские работы, запущены пилотные проекты информатизации в ряде регионов. Что особенно важно -- проведен анализ существующей телекоммуникационной инфраструктуры и автоматизированных систем в рамках всей страны, в том числе и бюджетных организаций. Это позволит уже в будущем году приступить к воплощению идеи «электронного правительства», призванной посредством ИКТ наладить взаимодействие и открытый диалог всех уровней власти с гражданами.
-- Как вы оцениваете результаты собственной законодательной работы?
-- Планы на этот год в целом мы выполнили. В частности, принят внесенный правительством закон «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). В развитие этого закона готовятся законопроекты «Об электронной торговле» и «Об электронном документе».
Главное в этой работе, чтобы принимаемые законы реально вступали в действие. Например, еще в июле этого года истек срок, который отводился правительством на реализацию всех переходных положений и создание определенной законом об ЭЦП инфраструктуры. Уже конец года, а воспользоваться положениями закона вы до сих пор не можете -- инфраструктура не готова. А те, кто смотрит в будущее и устал ждать, выстраивают сложные схемы, чтобы работать с ЭЦП. Ведь современные электронные торговые площадки позволяют заключать договоры с использованием электронной подписи.
Вместе с тем и законодательный процесс мог бы идти быстрее. Но мы не можем «бежать впереди паровоза» и принимать законы в отрыве от реальной правовой и технической готовности тех направлений, которые попадают в сферу действия этих актов. На сегодня, к примеру, не решены вопросы регламентации и нормативного оформления электронной торговли -- соответственно, рассмотрение закона об электронной торговле мы вынуждены переносить.
-- Почему в 2003 году, как в этом, из бюджета будет выделено значительно меньше средств, чем предполагалось?
-- В самой программе изначально нет понятия некоего «запланированного» уровня финансирования на тот или иной год -- есть общая цифра 76,15 млрд руб. на весь период ее реализации до 2010 года. Задача правительства и Госдумы -- ежегодно определять, сколько должно быть заложено в госбюджете. Насколько мне известно, Минэкономразвития, подававшее бюджетную заявку по программе, предлагало выделить те же 600 млн руб., что и на 2002 год, плюс поправка на инфляцию. При рассмотрении этого предложения в правительстве было решено, учитывая приоритетность программы, выделить 1,2 млрд руб. В свою очередь Дума увеличила эту строку расходов в бюджете еще на 200 млн руб. В итоге общее бюджетное финансирование программы должно составить в 2003 году 1,4 млрд руб. Конечно, в дальнейшем, с началом реализации масштабных проектов, уровень ее финансирования должен возрастать.
-- Недавно эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) обнаружили большие потери бюджета при внедрении информационных технологий. Программа как-то регламентирует структуру расходов?
-- Результаты исследований ВШЭ, свидетельствующие о ежегодных потерях 7--8 млрд руб. от неэффективного использования новых ИТ-систем бюджетными организациями, не имеют отношения к проектам «Электронной России». Программа как раз должна исправить существующие перекосы и содействовать построению эффективной структуры вложения средств в информатизацию. Я совершенно согласен с экспертами ВШЭ -- за последние годы в стране бессистемно потрачено столько денег на «железо» и всевозможные программные продукты, что их хватило бы на несколько федеральных программ, подобных «Электронной России».
Безусловно, деньги должны идти и на «железо», и на сетевое оборудование, и на программное обеспечение, и на обучение. Я бы еще добавил в этот перечень исследовательские проекты, разработку ноу-хау и создание технопарков. Но эффективность информатизации зависит не только от структуры расходов. Очень важный аспект -- стандартизация. Необходимо определить базовые программные платформы для технической согласованности решений, которые будут тиражироваться по всей стране. Локальные пилотные проекты могут выглядеть вполне успешными, но в масштабе страны оказаться недееспособными. Неудачный выбор может повлечь большие потери времени и денег. Не менее важна унификация технологических решений для информационных систем регионального уровня, возможность тиражирования которых также сокращает расходы.
Беседовала Надежда КОСТЮК